хорошие люди всегда встречаются снова
Sirin
дневник заведен 10-02-2004
постоянные читатели [154]
3_62, 8-) СТИКС, A i s c h a, A1ien, Aglaia, anikeeva, ARMY, Arris, Artt, asole, Avana, Basilicum, BISyanya, blackberrry, Bladewalker, Cherry_Dashik, Creative emotion, Dama&@, Die Flora, dimas, Dreamtiger, Dummy, Eagles, Emptyness, End split, Eroshka, Eternity(ToSA), Etheriall, four seasons, Galateya, GoldenAndy, Guaranda, hanami, Hunger, Hydralisk, Indigo girl, I_R, Jeanne Osoien, Jouir, Kanpu3Ka, kolobo4ek, Kukushka, K_Altos, leksei, Lilichka, Loss of Soul, Mari-May, Marineska, Marjerri, Mechanic, meteora, Mirabelle, Nessy, nevidim, Nicholas Hawkwood, nobuddhy, NoGod, O De San, OkeaNik7, onk, Paint It Black, Panny, Parshivka, pauluss, photo, photo_tDO, point69, Princessen, Pulim, RADAR, Radu, Ra_au, RomperStomper, ruslan7, ryecat, Samum, Sergo, SharoWar, Silvara, Simpli, SoulOfTheI, Southern_Cross, strangeman, Tajutka, The Cure, The Doors, The House Of Rock, Tournesol, Uncatchable Jane, ura23, username, Vasilich, Volna, vvol, Wetka, WhereItFrom-Club, Wrong Direction, zappa, Zoi_site, z_g, Альфи, Ануца, Арматур-батыр, Белый, Библиотека, Бодюлька, Бонни, Брю, Буквы иллюзий, Букля_, В кедах по снегу, Великое Ничто, Влюбленная в жизнь, Волшебница Эфи, Вредные Советы, Дизайнер шатун, Дочь Самурая, Дура, Дядя Федор, ежеви, Ёлочка, Желудь, Карпатский ёж, Ква-кВася, Клуб меломанов, криворук, Лёчка, Марина, Мастер, Мильди, Мюу, Не та, новембер, ПАРАД УРОДОВ, Паранормальный клуб, ПЕПЯКАМОБИЛЕ, Птица без ног, Путник, Роковая малышка Ню, Синий Мастер, Стрелка_в_центре, Та сама киянка, ТАРЗАНКА, Тин, Тихий океан, Толерантный клуб, Тррринадцатый, Хару, Хикки_коморный, Чел, Шпулька, Штиль, Эль, Юкка
закладки:
цитатник:
дневник:
хочухи:
местожительство:
Днепр, Украина
интересы [3]
музыка, вода, молитва
антиресы [2]
моя глупость, чужая неискренность
[14] 12-07-2024 13:45
Today russia hit «Ohmatdyt»...

[Print]
Та сама киянка
07-11-2008 00:46 Ломка исторических стереотипов, или еще об ОУН УПА
Белый просил запостить. Да и мне этот текст периодически нужен. Хотя ясно, что тот, кто привык считать "бандеровцев" фашистскими наймитами, точку зрения не изменит, ведь пересматривать стереотипы - это непростой душевный труд, я это давно уже понял.

Итак, действительно, программа ОНУ-Б (бандеровцев), принятая весной 1941 в Кракове, отличалась антидемократизмом, тоталитарностью и антисемитизмом. Но сразу заметьте, что попытки полностью солидаризовать идеологию ОУН с нацистской не удались из-за сопротивления двух групп в руководстве организации – Ивана Митринги и Льва Ребета. Даже больше: и Митринга, и Ребет выступали за многопартийность, против этнического национализма, против вождизма и только чрезвычайная военно-политическая ситуация удержала их от публичного выступления против Степана Бандеры. Другими словами, раскол в ОУН-Б (который организационно оформился в 1948) существовал уже тогда. Отказ немецкой власти признать восстановление Украинского государства Бандерой и Стецько только ускорил неминуемые события. Летом-осенью 1941 года немецкая оккупационная власть отдает приказы об арестах и уничтожении членов ОУН-Б. А значит, целиком закономерно началась идеологическая переориентация националистов, сначала – на практике, еще без фиксации в программных документах. Обратитесь в этом плане к такому щепетильному (но и точному) идеологическому показателю, как антисемитизм. Уже в марте 1942 года, в соответствии с немецким рапортом, "в Житомире, Кременчуге и Сталино было арестовано несколько последователей Бандеры за то, что они пытались склонить население к идее независимости Украины. тогда же было установлено, что группа Бандеры снабжала своих членов и евреев фальшивыми паспортами". Практика толкает дальше – с возникновением УПА в ее рядах появляются евреи-врачи, санитары, сапожники, обозники, а потом – и рядовые стрельцы, и боевые командиры. В лесах под охраной УПА появляются еврейские лагеря. В одном из таких лагерей возле Пориц, на Волыни, находилось 100 евреев, а в другом, в Кудрунках, – около 400. Есть данные о нападениях боевых загонов УПА на охранников гетто и освобождение ими нескольких сотен евреев. А вслед за изменениями в практике непременно должны следовать изменения в идеологии. И вот в 1942 Василий Кук, который возглавляет структуры ОУН-Б на Днепропетровщине, организует работу по переосмысливанию идеологии украинского национализма. Конечным результатом всего становится проведенный (после продолжительной подготовки под руководством Романа Шухевича) летом 1943 года ІІІ Большой Сбор ОУН. Без Бандеры, Стецько, Ребета и ряда других лидеров, которые заключены в нацистских концлагерях. Сбор постановляет новую программу ОУН. "Уничтожение национального порабощения и эксплуатации нации, система свободных народов в собственных независимых государствах - это единственный строй, который даст справедливое разрешение национального и социального вопроса во всем мире... ОУН против того, чтобы один народ осуществлял империалистические цели, "освобождал", "брал под охрану", "под опеку" другие народы... Поэтому ОУН борется против российско-большевистских и немецких захватчиков, пока не очистит Украину от всех "опекунов" и "освободителей", пока не добудет Української Самостійної Соборної Держави". А еще в программе конкретно сказано, за что борется ОУН. В частности, "за свободу печати, слова, мысли, убеждений, веры и мировоззрения", "против официального навязывания обществу мировоззренческих доктрин и догм", "за полное право национальных меньшинств лелеять свою собственную по форме и по содержанию национальную культуру", "за равенство всех граждан Украины, независимо от их национальности, в государственных и общественных правах и обязанностях, за равное право на работу, заработок и отдых"... Из программы и прессы ОУН-Б в это время исчезает лозунг "Украина для украинцев". Кто-то, впрочем, скажет, что все это были только слова, а на самом деле никакого поворота не происходило. Снова обратитесь к практике - появление в составе УПА многочисленных воинов другого этнического происхождения (в некоторых регионах, по свидетельству руководителей советских партизан, число неукраинцев в составе УПА достигало 50%!).
В июне 1950 года конференцией ОУН на украинских землях одобрены уточнения и дополнения программы ОУН-Б. Это состоялось уже после гибели Романа Шухевича, но сформулированы эти изменения еще при его участии. Теперь в программе прямо сказано о "демократическом государственном порядке и справедливом социальном порядке", о "свободе политических и общественных организаций". Другими словами, "бандеровцы" на украинских землях прошли тяжелый, но реальный путь к признанию демократических ценностей и борьбы за них. А парадокс ситуации в том, что сам Степан Бандера этого поворота не принял, и в 1948-54 годах ОУН-Б раскололась на тех, кто и дальше исповедовал вождизм и этнократизм, и на тех, кто раз и навсегда поставил за цель бороться не только за независимую, а и демократическую Украину. Скажем, Лев Ребет в 1950-х годах главным бедствием украинского освободительного движения называл "преступный шовинизм" и лозунг "Украина для украинцев". Абсолютное большинство воинов УПА и подпольщиков, которым удалось пробиться на Запад, Бандеру не поддержало, хотя во время войны носило название "бандеровцы"...
Комментарии:
Камрад
текст интересный, а кем написан, откуда вообще взят?

по содержанию скажу что да, выглядит очень правдоподобно. здесь есть несколько ключевых моментов, как мне кажется.

эволюция идеологии ОУН под влиянием внешних факторов - после конфликта с нацистами уменьшается доля национализма, после поражения Гитлера в войне идеи доминирования украинцев над остальными гражданами будущего государства отметаются вообще, и это неудивительно - кто в здравом уме стал бы проповедовать гитлеризм на Западе после 1945 года?

Вопрос идеологического дрейфа командования ясен - в ситуации "меж двух огней" оно пыталось подстроиться под более, как казалось, дружественную сторону - нацистскую Германию. Этого не получилось - в результате идеология ОУН преобразовалась в отрицание и коммунистической, и нацистской идейной платформы, и стала вполне цивилизованной и демократичной. Но после драки, как говорится, кулаками не машут.

Я лично не считаю огульно всех абсолютно ОУНовцев погромщиками и зверьми. Мне кажется, в той ситуации, что сложилась во время их активности на Западной Украине, каждый "полевой командир" решал индивидуально, позволит ли он своим солдатам жечь и убивать невинных, или нет. Кто-то вполне мог отбивать евреев от нацистов и охранять беженцев, а кто-то наоборот - уничтожал все неукраинское, и неугодившее украинское население заодно.

Партизанщина - это наполовину анархия в худшем смысле этого слова, и от командования тут мало что зависит. Красные солдаты, махновцы - в Гражаднскую войну, и даже белорусские партизаны в ВОВ, тоже были замечены в погромах, несмотря на то, что командование это строжайше запрещало и старалось пресекать. А уж что говорить о расколотой, зажатой между двумя противниками ОУН! Там явно каждый решал сам за себя, громить ему или не громить, быть националистом или демократом. И речь не идет о коллективной ответственности всей ОУН - скорее вопрос в личной степени участия ее членов в преступлениях против мирного населения.
сын Света
Белый текст взят отсюда, украинские цитаты перевел я.
По твоим замечаниям - демократизация ОУН, а потом УПА происходит не "после драки", а уже весной-летом 1943, когда до конца драки было еще далеко и исход ее был не ясен. Кстати, сразу же изменилась и практика - прекратились взаимные украино-польские погромы. И второе, это все партизанщина была, конечно, но ты забываешь о том, что ОУН была серьезной подпольной организацией с более чем десятилетним стажем, так что с внутренней дисциплиной там было все в порядке, и основную линию руководства отряды все-таки наверное в основном выдерживали.

отредактировано: 07-11-2008 21:07 - Sirin

07-11-2008 21:02
а кто же?
спасибо, Андрюша )
10-11-2008 01:40
Камрад
Белый "Вопрос идеологического дрейфа командования ясен - в ситуации "меж двух огней" оно пыталось подстроиться под более, как казалось, дружественную сторону - нацистскую Германию. Этого не получилось - в результате идеология ОУН преобразовалась в отрицание и коммунистической, и нацистской идейной платформы, и стала вполне цивилизованной и демократичной. Но после драки, как говорится, кулаками не машут."
И далее по тексту - отлично написано. Точно то, что я сам бы хотел написать.

Когда немцы дали им поносу, показав, что не ставят ни во что и ни каких долговременных сделок заключать не собираются, а только используют - начались разговоры о "демократии" и проч. То же с евреями: сначала большая часть евреев на оккупированных территориях была уничтожена, а потом интенсивность погромов снизилась - некого стало громить, плюс изменение официального статуса мешало "работать".

Кто-то из бандеровцев воевал с фашистами, а кто-то с собственными земляками, убивая мирных людей, кого-то вешали зондеркоманды, а кто-то сам устраивал "львовскую резню".

Хотел бы кстати обратить внимание на тот факт, что бандеровцев (воевавших против советских войск) в массе своей не расстреливали "кровавые жидочекисты", а ссылали. И их потомки здесь без "внешнего подогрева" как правило верно понимают ту ситуацию.
Камрад
Sirin весной-летом 1943, когда до конца драки было еще далеко и исход ее был не ясен. почему? Бандера уже к тому времени сидел в концлагере, и было ясно, что идею украинской государственности нацисты не поддерживают. А, значит, не было необходимости подстраиваться под их платформу, и можно было начать свободное плавание в любую сторону.

сразу же изменилась и практика даже если предположить, что с 1943 абсолютно все ОУНовцы стали белыми, пушистыми и демократичными, это не отменяет тех преступлений, которые они совершили до этого.

с внутренней дисциплиной там было все в порядке если даже демократичная регулярная американская армия творила черт знает что во Вьетнаме, вопреки приказам командования и т.д., как можно ожидать внутренней дисциплины от разрозненных партизанских формирований? простое историческое сопоставление показывает, что в ситуации, когда война проигрывается, войска начинют разлагаться, и никто уже не контролирует ничего.

z_g спасибо, рад совпадению взглядов!

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть