Вот, помнится, разговаривала Тень разговоры с JayKo за красивую этническую музыку, и зашёл разговор о красивейшем по звучанию китайском музыкальном инструменте, отдалённо напоминающем и скрипку, и виолончель - эрху. Звучание у него глубокое, своеобразное, незабываемое, несмотря на то, что струны-то всего две! И, рассказывая об игре на эрху, нельзя не упомянуть про китайского Паганини, Чэнь Цзюня (Chen Jun), очень яркой, гениальной, одарённейшей творческой личности. И обещала Тень порыть его биографию...Вот, думаю, на волне увлечения Китаем, надобно это сделать! Итак, рассказ о гении эрху, его творческом пути, семейном дуэте, взгляде на мир и...конечно же, музыку!
А начну рассказ с его незабываемого дуэта с женой, играющей на пипе. А не прогуляться ли нам, любезные друзья, по летним, прохладным улочкам китайских городов, не посидеть ли в тенистых двориках, всматриваясь в затейливую игру теней в зарослях бамбука, не послушать ли дивного дуэта из низкого голоса эрху и звенящего напева пипы?)))) И - какая гармоничная и очень красивая пара))))
Музыкант Чэнь Цзюнь (Chen Jun) играет на традиционном китайском инструмента эрху. Делает он это настолько виртуозно, что музыкальные критики уже давно присвоили ему негласный титул «Паганини эрху». Ну а гром аплодисментов на концертах Чэнь Цзюня является лучшим подтверждением того, что зрители согласны с такой оценкой мастерства музыканта.
Но для начала – немного общеобразовательной информации. Эрху – один из самых известных классических китайских инструментов, который получил особое распространение в период правления династии Тан, то есть в 7-10 веках нашей эры. Но и в современном Китае эрху – необыкновенно популярный музыкальный инструмент. Эрху иногда называют китайской скрипкой. Это действительно оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Особенность эрху как струнного смычкового инструмента в том, что собственно смычок закреплен между двумя струнами и составляет с эрху единое целое.
Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. При игре пальцами левой руки используется поперечное вибрато, когда струна как будто бы продавливается вниз — чему способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны. Связанный со струнами смычок довольно трудно «канифолить», но китайские музыканты капают расплавленную канифоль на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора, когда канифоль застынет, о неё «канифолят» смычок. Цилиндрический резонатор снабжён мембраной из кожи питона.
В оркестре традиционных китайских инструментов эрху играет роль, аналогичную роли скрипки в западном оркестре. Как говорит Чэнь Цзюнь, «эрху – это инструмент, который позволяет передать даже самые тонкие и нежные эмоции», и с этим действительно трудно поспорить)))
«По большому счету, нет ничего удивительного в том, что я стал играть на эрху, а не на каком-либо другом музыкальном инструменте. Ведь я, можно сказать, родился под звуки эрху и рос в мире традиционной китайской музыки», - начал свой рассказ Чэнь.
Действительно, его отец – Чэнь Яосин (Chen Yaoxing) – был очень известным в Китае мастером игры на эрху, так что своего сына он стал приобщеть к игре на этом музыкальном инструменте, когда мальчику едва исполнилось четыре года. Вернее, малыш сам проявил инициативу в своем музыкальном образовании.
«У отца было много учеников, которые приходили заниматься к нам домой. Я сидел рядом и слушал, а однажды решил повторить всё то, что делали папины ученики. Мне кажется, что такой способ домашнего обучения намного более комфортный для ребенка, чем учеба в специальной школе. Нет того волнения, которые дети испытывают, общаясь с незнакомым им учителем», - вспоминает Чэнь Цзюнь.
Надо сказать, что согласно китайским традиционным представлениям, именно такое обучение – дома, в кругу семьи в непринужденной атмосфере – является самым эффективным. В Срединном царстве с незапамятных времен приветствовалось обучение напрямую мастером или старшим наставником.
Конечно, в современном Китае есть многочисленные музыкальные школы, где дети могут научиться играть практически на всех видах инструментов, как на традиционных китайских, так и на европейских, типа фортепиано или скрипки. Но во времена, когда Чэнь Цзюнь делали свои первые шаги в музыке, обычной практикой было постигать уроки мастерства у представителя старшего поколения семьи.
В 12 лет Чэнь Цзюнь начал выступать на сцене. С тех пор игра на эрху стала делом все его жизни. «В 1980-е годы, когда наше правительство стало проводить политику открытости и реформ, у нас появилась возможность ездить в другие страны. Я начал много путешествовать, и довольно скоро понял, что традиционная китайская музыка может быть интересной для публики не только в соседних с Китаем странах, но и в странах совершенно другой, например, европейской музыкальной традиции. Более того, с годами таких ценителей музыкальных традиций Китая на Западе становится все больше», - рассказывает Чэнь Цзюнь.
Какой проникновенный дуэт с женой!
Как и любому музыканту, Чэнь Цзюню приходится искать, так сказать, «золотой баланс» между его профессиональной деятельностью и семейной жизнью. Задача эта не из легких. Но, как считает китайский исполнитель, ему удалось найти верное решение.
Ещё одна чудная композиция! «Я из тех мужчин, которые считают, что семья – важная часть жизни. Я всегда мечтал о том, чтобы жена разделяла мои интересы. И мне повезло. Моя жена тоже музыкант. Она играет на традиционном китайском инструменте, который называется пипа. Я очень рад тому, что у нас женой общая профессия, так что мы часто выступаем вместе и вместе ездим на гастроли и можем проводить много времени вместе».
Что же касается продолжения семейных традиций, то Чэнь Цзюнь возлагает определенные надежды на своего сына, но не собирается каким-либо образом влиять на его выбор. «Наш малыш еще совсем маленький. Мы с женой считаем, что любовь к музыке придет к нему сама по себе, ведь он слышит звуки эрху и пипы каждый день. Думаю, что ему будет легко учиться музыке. Однако станет ли он профессиональным музыкантом или нет, зависит только от того, есть ли у него талант», – рассказывает заботливый и мудрый папа.
Говорят, что талант – это природная одаренность плюс труд. По мнению китайского исполнителя, природный дар музыканта проявляется у ребенка в возрасте 15-16 лет или чуть раньше, в 12-14 лет. Но и при самом большом таланте игра на эрху требует ежедневных многочасовых репетиций, самоотдачи со стороны музыканта и постоянного оттачивания техники. Только тогда звуки, льющиеся со сцены, смогут покорить зрительный зал.
Послушать - как несётся взвихренный, гремящий копытами, неудержимый табун диких коней!!!
А какую музыку любит слушать сам музыкант-виртуоз эрху? «Я слушаю музыку каждый раз, когда у меня выдается свободная минута. Например, когда я еду в машине. Я довольно привередлив в своих музыкальных предпочтениях. Мне больше нравится чистое звучание инструментальной музыки. И особенно я люблю музыку, которая находится, так сказать, на грани классики и модерна.
Открою еще один свой секрет: мне по душе аргентинское танго. Вообще, знаете, когда традиционная китайская музыка сопровождает тебя с самого раннего детства, то в свободное время предпочитаешь слушать совершенно другие ритмы».
Композиция «Воин Тайцзицюань» в исполнении Чэнь Цзюня...Прислушайтесь! Вот она, песня горного ветра, горячка битвы, полёт стрелы, звон мечей, краткий отдых от сражения в горах, а над головою - голубой купол неба Великой Поднебесной Империи...
Ещё один вариант исполнения!
Чэнь Цзюнь посвятил всю свою жизнь одному делу – великому служению музыке. По его мнению, «главная цель музыки – это выражение внутренних чувств человека, манифестация самых глубоких эмоций посредством музыкального инструмента». Так что Чэнь Цзюнь считает себя очень счастливым человеком, ведь игра на эрху помогает ему быть личностью, свободно выражающей свои самые смелые и сокровенные мысли и чувства.
И ещё немного волшебной музыки от гения смычка и...всего двух струн!
Тень в сумерках, помню этого совершенно потрясающего дядьку! : ) Спасибо за рассказ и много клипов. И да, эрху и пипа очень здорово сочетаются. А, может быть, дело ещё и с самих музыкантах? : )
я понимаю, почему его называют "китайским Паганини"))) Очень даже хорошо))))
Спасибо за рассказ и много клипов.
да, завсегда пожалуйста))) Оно доставило море удовольствия и мне лично - перебирала видюшки с его выступлений, как драгоценные жемчужины, и вот нового нарыла, и интересности узнала)))
Честно, не знала, что прекрасная женщина с пипой рядом - не просто аккомпаниатор, а - жена))) Это...ох, так здорово)))) Ему дивно повезло с подругой жизни! Тоже музыкант))) Сопровождает на гастролях))) Вдохновляет)))) А этот вот клип, где они вместе гуляют по городу - в нём столько душевной теплоты - именно потому, что они вместе))))
А ещё очень тронуло, что любимой музыкой товарищ считает аргентинское танго))))
И да, эрху и пипа очень здорово сочетаются. А, может быть, дело ещё и с самих музыкантах? : )
всенепременно))) Одно удовольствие смотреть на их дуэт)))
УРРРРАААА!!!!!! С возвращен...
[Print]
Тень в сумерках