Итак, с воскресенья начинается Рождественский пост. Пост в христианстве имеет много смыслов. Это и воздержание от пищи, но в то же время и духовный подвиг. И служит пост вовсе не очищению организма, как считают многие мои знакомые.
Итак, в чем же истинная сущность поста?
Глава добродетелей — молитва; их основание — пост.
Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумною разборчивостью в ней.
Гордый человек! ты мечтаешь так много а так высоко о уме твоем, а он —в совершенной и непрерывной зависимости от желудка.
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума.
С чего начать нам, никогда не занимавшимся исследованием сердец наших? Стоя вне, будем стучаться
молитвою и постом, как и Господь повелел:
Толцыте, и отверзется вам.
Чудное совокупление поста с молитвою! Молитва—бессильна, если не основана на посте, и пост — бесплоден, если на нем не создана молитва. Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.
(Игнатий Брянчанинов).
Важно разобраться в специфически христианском значении Поста. Это значение раскрывается нам прежде всего через внутреннюю связь между двумя событиями, о которых рассказано в Библии: об одном в начале Ветхого Завета, о другом в начале Нового Завета.
Первое событие: Адам “нарушил пост” в раю, он съел запрещенный плод так открывается нам первородный грех.
Христос - Новый Адам это
второе событие начинает свое служение Постом. Адам был искушаем и не выдержал искушения. Христос был искушаем и победил искушение. Следствием падения Адама было изгнание из рая и смерть. Плоды победы Христа уничтожение смерти и наше возвращение в рай.
Пост связан с самой тайной жизни и смерти, спасения и погибели.
Согласно православному учению,
грех - это не только нарушение какого-либо правила, требующее наказания, это всегда искажение данной нам Богом жизни. Но здесь-то и встает главный вопрос: что значит быть живым, что означает сама жизнь? В настоящее время это слово рассматривается главным образом в своем биологическом значении: жизнь есть именно то, что всецело зависит от пищи и вообще от физической стороны всего живого. Сама по себе пища не имеет в себе жизни и не может ее воспроизводить. Один Бог имеет жизнь, и Сам есть жизнь.
В самой пище начало жизни - Бог, а не калории.
И безмерная трагедия Адама в том и состоит, что он воспринял пищу как “жизнь в себе”… он поверил в пищу, тогда как единственный предмет веры, доверия, уверенности Бог и только Бог. Земной мир, пища сделались его богами, источником и началом его жизни.
Христос - Новый Адам. Он пришел для того, чтобы уничтожить болезнь, вселенную Адамом в жизнь, чтобы восстановить человека для настоящей жизни, и поэтому Он тоже начинает свое служение с Поста.
“...Постившись сорок дней и сорок ночей (Он) напоследок взалкал" (Матф. 4,3). Голод - это то состояние, когда мы осознаем нашу зависимость от чего-то, когда нам срочно, насущно нужна пища что и доказывает, что нет в нас самосущной жизни. Другими словами, это тот момент, когда перед нами встает ультимативный вопрос: от чего зависит моя жизнь? И так как вопрос это не отвлеченный, так как сама жизнь моего тела зависит от его решения - момент этот оказывается и искушением. Сатана пришел к Адаму в раю; он пришел к Христу в пустыне. Два голодных человека услыхали его слова: ешь, потому что твой голод показывает, что ты всецело зависишь от пищи, что твоя жизнь в пище. И Адам поверил и стал есть; Христос отверг это искушение и сказал:
“Не хлебом единым будет жив человек, но Богом.” Что же тогда означает Пост для нас, христиан? Это участие в постном опыте Самого Христа, которым он освободил нас от совершенной зависимости от пищи, материи и мира.Ибо, в конечном счете, Пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод, алкать, и это значит достичь предела той жизни в нас, что зависит всецело от пищи, и, взалкав, открыть, что эта зависимость не есть последняя истина о человеке, что сам голод есть прежде всего духовное состояние и что на последней глубине своей он есть алкание Бога.
(Александр Шмеман).
"Четыредесятницей не пренебрегайте," — пишет св. Игнатий Богоносец, — "она составляет подражание жительству Христа."
"Пользу поста, — учит св. Василий Великий, — не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления".
"Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились райского блаженства, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста, мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство".
И главное – помнить, что, по свидетельству святых отцов,
Пост для человека, а не человек для поста.
С Богом!
Зачем Кремль воюет? На карт...
[Print]
Sirin