Заметки обо всём
Тень в сумерках
дневник заведен 01-11-2017
постоянные читатели [57]
131313, Akiva-san, Amadeu, avirana, Crisl, Dink, ESPOIRA, Hanna Wind, i-lightning, Ice noble, iPrizrak, JayKo, Jenny_Revenger, jmot, MilediBlack, mirror-ofhorror, Nabrilin, Natsu, Nunc, ostrov, Poxyam, Ravenstag, Red D A, roseIceberg, Russa_mirs, SelenaWing, sky_unltd, Sol-veyg, Sparkeater, Tygrysek, yuyuyu13, Zadira, Адаэль, Алалина, Амадео, Анна Принц, Анна_Каренина, Анри, Госпожа Удача, Д-ж-о-к-е-р, Еще одна Кошка, Иллаин Тайли, Леонида, ЛинХимицу, Лиэс, Маргит, Мори Сэйджюро, Николетт, Ория, Призрак джедая, Рэй, Собака серая, стикер, СЭ-778Х Лямбда, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Шиповник
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
интересы [15]
20-04-2018 17:02 Сэнгочье для любителей японской истории.
Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец! Потихонечку перетаскиваю исторические статьи с Дайрей на гостеприимные странички Джорналсов. Вот этой статеечкой Тень попыталась в своё время объять необъятное - вкратце рассказать об исторической эпохе Сэнгоку дзидай, как она есть, и заодно увязать все события, приведшие в итоге к объединению страны, воедино. Gun_Grave, как и было обещано))))
Статьи мною собственноручно написаны, по материалам сайтов Википедии, книги Мицуо Курэ, Тёрнбулла, http://hattori.narod.ru/index.html , долгих бесед замечательнейшего человека, Эд-сана, и многочисленных интернет-страниц. Рассказано всё простым, идзумовским языком (огромная просьба к любителям истории не бить меня за это больно!), без лишнего пафоса, и с долей здорового (или не, это уж кому как) юмора!
Итак, вводная, об эпохе...
Сэнгоку Дзидай – «Смутное время» японской истории.

На старом поле битвы.
Летние травы
Там, где исчезли герои,
Как сновиденье.

Мацуо Басё.
Период Сэнгоку (яп. 戦国時代, Сэнгоку Дзидай — «Эпоха воюющих провинций», название содержит отсылку к периоду Воюющих царств в Китае) — период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века.
В японской историографии XVI век носит красноречивое название Сэнгоку Дзидай – «Эпоха воюющих провинций». Страшная война Онин и последующий упадок центральной власти привели к хаосу и повсеместной войне. Каждый самурай, обладающий кучкой солдат и минимальным военным опытом, стремился урвать себе кусок земли, перешагивая через горы трупов, и владел им до тех пор, пока не становился жертвой более сильного соседа. Ушли в небытие могущественные фамилии – Ямана, Сиба, Хатакэяма, и им на смену пришли безвестные, но целеустремленные люди, сколотившие новые княжества с помощью меча, хитрости и жестокости.
Начался этот период потерей сёгунами династии Асикага контроля над страной, что привело к децентрализации государственной власти («смута годов Онин» в 1467—1477 годах) и завершившийся установлением сёгуната Токугава (1603).

Постоянные перевороты и междоусобные войны стали символом эпохи Сэнгоку Дзидай. Провинциальные военные губернаторы, военные феодалы установили военный и политический контроль над провинциями, власть полностью перешла в руки сюго — военных губернаторов. Каждое феодальное владение, каждый город представляли собой независимую политическую единицу, подчинявшуюся своему хозяину. Эти новые феодалы, вышедшие в большинстве своем из честолюбивых, но небогатых периферийных кланов, вели беспрестанные войны между собой до самого объединения страны под жесткой рукой Оды Нобунаги.

Одной из важных особенностей Сэнгоку Дзидай является отмеченный в это время некоторый экономический рост. На это были свои причины. Сюго всеми силами стремились укрепить свое могущество, нарастить капиталы и создать собственные вооруженные силы. В результате активизировались торговые отношения и возникли первые города — коммерческие центры, такие как Сакаи, Хёго (нынешний Кобе), Кувана и Хаката. Столица же — Киото — стала национальным промышленным и коммерческим центром. Развитие городов в торговом и ремесленном отношении вело их к движению на следующую ступень — к политической автономии.

Период Сэнгоку Дзидай характеризовался также развитием национальной культуры. Дзэнские монахи несли свои знания в воинское сословие. Развивались различные направления искусства, необычайно популярными становятся в то время классическая китайская поэзия канси и живопись суйбокуга. Владение хотя бы одним из этих искусств считается для воина если не обязательным, то желательным. Рэнга и хайку становятся классическими японскими видами искусства. Развиваются национальный театр, музыка, расцветает искусство чайной церемонии тяною.
Новый взлет переживает аскетичная и прекрасная в своей простоте архитектура. Именно в эпоху Сэнгоку Дзидай возникают знаменитые ныне во всем мире дзэнские сады камней и песка. Растут объемы книгопечатания и очень популярными становятся книги, в том числе "Отоги-дзоси" — сборник моралистических историй и "Кангисю" — сборник популярных песен.

Первым, кто озаботился объединением страны, был глава клана Ода, Нобунага. Он заявил о себе, как о талантливом и удачном полководце, ещё во время битвы у Окэхадзама, разбив армию, в 10 раз превышающую его собственные войска. Мирный договор с Нобунагой заключил Токугава Иэясу, ранее служивший под знаменами Ёсимото и имевший права на провинцию Микава. Оставив Иэясу разбираться с восточными противниками, Нобунага обратил свой взгляд на запад – в конце концов, его от Киото отделяли только две провинции, Мино и Оми. Пока был жив Сайто Тосимаса, о покорении Мино было нечего и думать, однако он скончался в 1556г. В 1564г. Нобунага штурмом взял Инабадзё, родовой замок семьи Сайто. При этом прославился один из военачальников Нобунаги, Хасиба Хидэёси, переправившись с отрядом через широкий ров с водой и атаковав задние ворота. Этому триумвирату, Нобунаге, Хидэёси и Токугава, суждено было покорить всю Японию.

В ноябре 1568г. Нобунага триумфально вошел в Киото. У него был хороший повод – за помощью к нему обратился Асикага Ёсиаки, сын злодейски убитого в 1565г. сёгуна Ёситэру. Победитель выстроил два роскошных дворца, для сёгуна и для императора, продемонстрировав свою преданность трону. В глазах большинства феодалов, однако, он был не более чем выскочкой, временщиком, которого следовало приструнить. Врагов у Нобунаги было множество – воинствующие сектанты Икко к югу от Киото, Такэда и Уэсуги на востоке, и Мори на западе. Первыми же выступили северные соседи Нобунаги – семьи Асаи и Асакура.

В 1570г. союзная армия Асакура Ёсикагэ и Асаи Нагамаса в 20 тыс. чел. встала напротив войск Нобунаги и Иэясу, у которых было 28 тыс. чел. Противники сошлись в водах мелкой и широкой реки Анэгава. Отряд Асаи чуть не прорвался к ставке самого Нобунаги, но был вовремя отбит силами Иэясу. Отступив с поля боя, Асаи и Асакура укрылись в своих провинциях. Разгромив северян, Нобунага кинулся на юг, против последнего «кукловода» сёгунов Асикага – Миёси Токэй, которого поддержали Икко-икки. Ода Нобунага метался, зажатый врагами со всех сторон, когда у него в тылу поднялись монахи Энрякудзи. Разъяренный диктатор окружил эту обитель веры 30 тыс. солдат и началась бойня. Самураи поднимались по склонам горы, сжигая все на своем пути и не щадя ни единой жизни. Так в 1571г. был разрушен один из старейших и наиболее почитаемых в Японии монастырей.

Следующая опасность пришла с востока. В октябре 1572 г. на столицу двинулся Такэда Сингэн. Осадив несколько крепостей Токугава Иэясу, Сингэн встретился с ним на равнине Миката-га-хара. Маленькое войско Токугавы было разбито, сам Иэясу, чудом избежав смерти, бежал в свой замок Хамамацу. От штурма и верной гибели его спасла военная хитрость – приказав зажечь все огни и распахнув ворота, он привел противника в замешательство. Генералы Такэда, опасаясь засады, остановили наступление. Но это принесло только временную передышку. Весной Сингэн снова начал наступление, но внезапно заболел и скончался.

Воодушевленный его гибелью, Нобунага уничтожил Асаи и Асакура, взял укрепленный монастырь Нагасима секты Икко и осадил их главную крепость Исияма Хонгандзи. Осада была неудачной. Блокировать крепость с моря не удалось – осажденным подвозили продовольствие суда Мори, имевших лучший флот из всех княжеств. Нобунага выстроил несколько тяжелых, покрытых листовым железом и вооруженных крупнокалиберными аркебузами кораблей, но все-таки организовать полную блокаду монастыря не смог. Исияма Хонгандзи пал только в 1580г.

Но до этого состоялась одна из самых примечательных битв не только в японской, но и мировой истории. В 1575г. против Нобунаги выступил сын покойного Сингэна, Такэда Кацуёри (1546-1582). Две армии сошлись на равнине близ замка Нагасино. Нобунага в полной мере продемонстрировал свой военный талант, сделав ставку на мощь огнестрельного оружия. Великолепная кавалерия Такэда была уничтожена аркебузным огнем почти полностью. Единственным противником на востоке остался Уэсуги Кэнсин, и после его смерти Нобунага двинул войска на запад, против могущественных Мори. Но его планам не суждено было осуществиться. В 1582г. он погиб от руки своего военачальника Акэти Мицухидэ.

Мицухидэ правил недолго – узнав о смерти Нобунаги, Хасиба Хидэёси, воевавший на западе страны с Мори, тут же заключил мирный договор и кинулся к столице. Собрав около 40 тыс. человек, он разбил 16 тыс. солдат Акэти Мицухидэ в битве при Ямадзаки. Мицухидэ бежал с поля битвы, но был пойман крестьянами и забит насмерть. Посмертно он получил прозвище «тринадцатидневный сёгун».
Итак, снова встал вопрос более чем двадцатилетней давности – кто будет править Японией? Хидэёси, может быть, и самый умелый полководец Нобунаги, не был самым популярным. Кроме того, у Нобунаги оставались несколько сыновей, и один из них, Нобутака, был очень привязан к другому полководцу отца, Сибата Кацуиэ. Они объявили войну Хидэёси. В начале 1583 г. авангарды обеих армий, каждый в 6-7 тыс. чел., сошлись на узком перешейке между озерами Бива и Ёго, у форта Сидзугатакэ. Шел снег, фитили аркебуз гасли, и завязалась кровавая схватка копейщиков. Хидэёси победил, и его самураи осадили замок Кацуиэ. Закатив предсмертную пирушку, тот покончил с собой, и его примеру последовали около 80 домочадцев.

Тем временем Токугава Иэясу, укрывшись в своих владениях, размышлял, не примерить ли корону и ему. В следующем году он выступил против 80 тыс. солдат Хидэёси всего с 20 тыс. человек. Противники укрылись за линиями фортов и две недели наблюдали друг за другом, пока отряд Хидэёси под командой Икэды Нобутэру не отправился пограбить родную провинцию Иэясу, Микава. Токугава немедленно выступил всеми силами и разбил Нобутэру у деревни Нагакутэ. Но против всего войска Хидэёси он был бессилен. Следуя благоразумию, Иэясу подчинился Хидэёси.

Так в 1585 г. Хасиба Хидэёси овладел всей центральной Японией. На западе у него был мирный договор с Мори, на востоке – с Токугавой. С такими союзниками можно было замахнуться на большее. Первым пал о. Сикоку. Три корпуса Хидэёси, в 20 тыс., 15 тыс., и 25 тыс. чел. высадились на остров с трех разных направлений. Тёсокабэ Мототика был окружен и отступил в свои владения. Хидэёси щедро оставил ему родную провинцию Тоса, а остальные поделил между своими соратниками.

Следующим был о. Кюсю. Симадзу казались грозными противниками. За два десятилетия они подчинили весь остров и не собирались его отдавать. Кроме того, жители Кюсю традиционно видели в центральной власти непримиримого врага, и в случае необходимости могли встать против завоевателя, как один человек. Но Хидэёси нашел лазейку – его попросили о защите загнанные в свои земли Отомо. Хидэёси собрал огромную армию в 300 тыс. человек, и, как и в предыдущем случае, высадился с нескольких направлений. После кровопролитных сражений у замков Фунай, Такасиро и Садовара армия Симадзу в 100 тыс. человек отступила в провинцию Сацума на юге острова. Мудрый Хидэёси привлек на свою сторону всех союзников Симадзу, и те, оставшись с диктатором один на один, сдались. Симадзу Ёсихиса постригся в монахи. Провинции острова опять были поделены между полководцами Хидэёси.

Теперь он обратился на восток. Восемь провинций Канто еще держали в своих руках Ходзё, засевшие в неприступном замке Одавара. Хидэёси, впрочем, и не собирался его брать. Собрав около 210 тыс. воинов, против которых Ходзё едва могли выставить 44 тыс., Хидэёси осадил Одавару. Три месяца осаждавшие пили сакэ, устраивали чайные церемонии и играли в шашки, пока отчаявшийся Ходзё Удзимаса не покончил с собой. Канто подчинилось Хидэёси. В том же году власть Хидэёси признал последний противник, даймё северной провинции Муцу Датэ Масамунэ, независимый и самоуверенный – после того, как на его земли вступило 200 тыс. войско. Так, через восемь лет после смерти Оды Нобунаги, овладевшего Киото и центральными провинциями, Хидэёси стал правителем всей Японии. Он получил от императора аристократическую фамилию Тоётоми, но сёгуном никогда не был – не позволяло низкое происхождение. Хидэёси скончался в 1598 г., оставив малолетнего наследника и совет из пяти регентов, которому поручил присматривать за сыном – и друг за другом.

К моменту смерти Хидэёси самым богатым даймё был Токугава Иэясу. Последний из великой троицы, он решил изменить завещанию Хидэёси. В 1600 г. Япония разделилась на два лагеря. За Иэясу, старого солдата и соратника великих Нобунаги и Хидэёси, стояли опытные, верные командиры Ии Наомаса, Хонда Тадакацу, и молодые, но не менее опытные Като Киёмаса, Курода Нагамаса, Хосокава Тадаоки. В тылу у него оставался Уэсуги Кагэкацу, сохранивший верность наследнику Хидэёси. Западный лагерь возглавлял придворный Хидэёси, Исида Мицунари. У него не было такого военного опыта, как у Иэясу, но его поддержали ветераны Корейской войны – Мори Тэрумото, его лучшие полководцы Кобаякава Хидэаки и Киккава Хироиэ, Тёсокабэ Моритика, сын Мототики, Симадзу Ёсихира и Кониси Юкинага. Решающее сражение произошло 21 октября 1600 г. у деревушки Сэкигахара. Численность Западной армии составляла 80 тыс. чел., Восточной – 74 тыс. чел. Оба войска бились не на жизнь, а на смерть. Исход сражения решил стоявший на правом фланге Западной армии Кобаякава Хидэаки. Он заключил тайное соглашение с Иэясу и во время сражения нанес удар во фланг армии Мицунари. Битва завершилась победой Иэясу. Теперь, после многих лет ожидания, у его ног лежала вся Япония. Эпоха Сэнгоку Дзидай закончилась, ей на смену пришло время, когда страна оказалась во власти сёгуната Токугавы – до 1868 года, на, без малого, триста лет.
Комментарии:
Камрад
Тень в сумерках, пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность за прекрасную статью, и, конечно же, за красивейший арт, использованный в оформлении.
Камрад
JayKo спасибо))) Это писалось для Зеркала Аниме в своё время. Хотели выложить отзыв на Басару, и задались вопросом - надо же объяснить, что в аниме так смешно! Мы-то угорали, когда смотрели, потому как знали исторические события, и нас сильно позабавило, как их обыграла эта картина. Ну нельзя же лишать зрителя подобного удовольствия - знать, откуда у местных шуток ноги растут! В сети встретили человека, болевшего Сэнгочьем. Честно говоря, мы его сначала в реале встретили, на нашей Нижегородской Анимании. Это яркая творческая личность, Эд-сан, он ведёт театральное училище, обожает косплей и даёт замечательные уроки актёрского и сценического мастерства))) Вот он - стойкий фанат Басары. Во Вконтакте мы с ним обменивались впечатлениями об этой картине, и он щедро делился нарытой исторической информацией (вот один из пробелов в нашем тогдашнем образовании - мы, прикинь, ничего не знали о Датэ! Ога, про Оду-Хидеёси-Токугаву - сколько угодно, а про Датэ с Кодзюрычем - нет! И он нам искал статьи, бросал ссылки, а мы ещё и обсуждали с ним самые ржачные моменты. Вот он нам тогда и предложил: - Эй, Идзуми, а могет, соберёте немножко исторического материалу для вашего сайта, а?
Чтоб народ тоже был в курсе?
Ну, и Тень пошла копать...Ну, и написалось кое-что в стиле незабвенного Антрекота. Сегодня ещё покидаю, ибо раз уж начала тащить, то пусть будет...Жаль, не всё дописалось. Будет время, продолжу - хотелось бы описать Сэкигахару и ещё кое-какие сражения тех времён.
А, иллюстрации - цэж да! Цуёси Нагано - знатный художник, а тут ещё вышла на артбук Kimiya Masago, ну, и не удержалась - поделилась маненько)))
Камрад
Тень в сумерках, поскольку мне нравится результат, могу только радоваться, что история его создания наполнена столь приятными воспоминаниями. : )
мы, прикинь, ничего не знали о Датэ! Ога, про Оду-Хидеёси-Токугаву - сколько угодно, а про Датэ с Кодзюрычем - нет!
Да это же самое вкусное! : )) Остальное тоже очень увлекательно, конечно же, но, вот, сердцу не прикажешь. : ))
Сегодня ещё покидаю, ибо раз уж начала тащить, то пусть будет...
Конечно!
А, иллюстрации - цэж да! Цуёси Нагано - знатный художник, а тут ещё вышла на артбук Kimiya Masago, ну, и не удержалась - поделилась маненько)))
Спасибо, что поделилась. И они сюда просто необыкновенно подходят.
Камрад
JayKo
поскольку мне нравится результат, могу только радоваться, что история его создания наполнена столь приятными воспоминаниями. : )
ну, все увлечения связаны с приятными воспоминаниями))) Они же увлечения, в конце-то концов)))
Да это же самое вкусное! : )) Остальное тоже очень увлекательно, конечно же, но, вот, сердцу не прикажешь. : ))
В истории Японии Датыч, конечно, засветился, но не настолько масштабно, как предыдущая троица, потому без аниме моя бы не скоро до него дошла)))
Конечно!
стал быть, сделаю.
Подходят, это да))) Ибо специально и подбиралось))))
Камрад
Тень в сумерках, конечно! : )
В истории Японии Датыч, конечно, засветился, но не настолько масштабно, как предыдущая троица, потому без аниме моя бы не скоро до него дошла)))
Я счастлива, что всё так удачно сложилось. : )
стал быть, сделаю.
Подходят, это да))) Ибо специально и подбиралось))))
За "Воина дождя" (всегда думала о том, как же мерзко идти на битву в такую пакостную погоду) тоже спасибо, оно хорошо не менее.
Камрад
JayKo
Я счастлива, что всё так удачно сложилось. : )
угу))) Что бы мы без Басары))))
За "Воина дождя" (всегда думала о том, как же мерзко идти на битву в такую пакостную погоду) тоже спасибо, оно хорошо не менее.
стал быть, ещё покидаю)))) Только немножко арта для иллюстраций наберу))))
Камрад
Тень в сумерках, за Сенгочье - я всегда. И знакомое вспомнить, и новое узнать. Такой исторический пласт шикарный - залюбуешься.
Камрад
JayKo обязательно вернусь и к нему тоже))))

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть