Вообще, о книгах Тень пишет незаслуженно редко - много, очень много-много-много меньше того, что читает и перечитывает. Обычно нет желания делиться прочитанным: оно просто обдумывается и проживается наедине с собой, становясь новой частью Тени... или не становясь, тут уж, как получится. Но вот на этот раз книга пришлась настолько в тему, что радиоактивный распад внутри был уравновешен таким же бешеным напором эмоций снаружи, и всё это вместе дало ослепительный результат - взрыв Сверхновой.
Очень немногие произведения могут заставить Тень не просто плакать, нет! - горько и безутешно рыдать навзрыд. И скажу сразу, ни минуты не сомневаясь - оно того стоило.
Это не просто книга этого дня, недели, месяца, лета...Слишком многое сложилось и сошлось под этой яркой, пёстрой книжной обложкой, и подобным подарком Тень просто не может не поделиться.
Предупрежу сразу - отзыв написан на волне ярких эмоций, и читать его лучше уже после знакомства с произведением, чтобы не испортить себе удовольствие от разгадывания-любования разгадок-загадок-размышлений-личностей...
Это - первая часть дилогии, называемая
"Карп и Дракон: повести о Карме".
Далее - под морем.
А начнётся всё с давней предыстории первого знакомства с дуэтом писателей, которых Тень давно уже любит, знает и уважает.
Это каких-таких писателей? Да вот же они - Дмитрий Громов и Олег Ладыженский! Вместе - сэр Генри Лайон Олди, собственной, ироничной, мудрой и весьма обаятельной персоной!
Надо вам честно признаться, фантастику Тень любит искренне, преданно и беззаветно, ещё с тех пор, когда найти заветный томик было ой, как нелегко, и читались подобные книги с горящими глазами, от корки до корки. Что можно было найти в библиотеках тех давних времён? Ефремова, Казанцева, Беляева, Гуляковского...Из тех, давно покрытых пылью времён, запомнились Сергей Снегов, Кир Булычёв и Владислав Крапивин. Совсем не зашли Тени Стругацкие, хотя моя честно старалась читать их книжки, и искренне любит фильм Тарковского, "Сталкер", оказавшийся и мудрее, и красивее, и глубже книги, и замечательных новогодних "Чародеев"...
А вот мир англо-язычной фантастики увлёк! Ух, кем только не зачитывалась Тень! От Д. Р. Р.Толкиена до С. К. Льюиса, от Герберта до Саймака, от Урсулы Ле Гуин до Кэролайн Черри...
Постепенно свободы в обществе прибыло, и книг стало выпускаться всё больше. Появились новые авторы, новые направления, жанр фантастики ширился и рос, включая в себя всё новые и новые направления и веточки, оставляя важнейшим вопрос, за который Тень так искренне и беззаветно любит литературу: "А что будет, если?.." Новых западных авторов Тень открывала с таким же восторгом и приятием, а вот российскому народу из среды писательства везло меньше...Не цепляло. То ли с фантазией было глуховато, то ли сами вопросы не казались Тени интересными, но после очередной неудачи Тень начала их старательно избегать. Что поделать, Тень любит думать, а не просто красивые истории!
И вот сестре на день рождения подарили книжку, с монстром на обложке, и юморной завлекательной надписью: "Чужой среди своих"! Автор, указанный на обложке, значился таким: Генри Лайон Олди.
Книга была прочитана, сначала про себя, а потом, с взрывами гомерического гогота, вслух, и Тень поняла, что влюбилась! Авторский слог блескучий, живой, ироничный, юморной, описательно-яркий и удивительно-завлекательный! Такой ёмкой и золотой пародии Тени ещё не попадалось! Ага, и решила Тень, что надобно ознакомиться с суррровым англичанином, что выдаёт такие забористые смехуёчки самого, что ни на есть, русского, свойства!
Вот только, как оказалось, под английским псевдонимом скрывались наши люди! Узнав, что авторов - двое, пишут они уже давно, понаписали кучу книг, оба играют в театре, занимаются восточными единоборствами, а Олег, кроме всего прочего, ещё и пишет стихи, Тень поняла, что нашла своих авторов!
Да, из русско-язычного народу Тень так до сих пор и любит "английского сэра и джентльмена", господина Олди, и дуэт Марины и Сергея Дяченко.
Вот такая долгая история знакомства...
Да, я очень люблю творчество Олди, и особенно близки мне книги, посвящённые любимой Азии, ибо народ умеет писать не только увлекательно, но и со знанием реалий, причём, как бытовых и традиционных, так и психологических. Тень искренне любит и счастливую утопию "Пути Меча", и кабирский цикл, с "Дайте им умереть", и "Я возьму сам", и невероятную китайскую "Мессия очищает диск", и, конечно же, мятущегося и пленяющего "Нопэрапона"...
И вот - новая книга! Вернее, даже целых 4! Правда, рассказ пойдёт только о двух первых, ибо оставшиеся ждут своей очереди, уж больно бурно прошло знакомство с первой дилогией....
Два томика, с красивейшими яркими обложками, с графикой чёрно-белых иллюстраций, с ярким и выразительным содержанием, с полнейшим погружением в эпоху и быт Страны Восходящего Солнца, да ещё и любимую Тенью - да-да, будет вам бурное время Сэнгоку Дзидай, Эпохи Сражающихся Провинций, эры кровавых смут и пожарищ, крушения Старого и возведения Нового...
Сказать, что Тень с нетерпением ожидала завершения цикла - это ничего не сказать!!! А уж когда поняла, что книг не две, как ожидалось, а целых четыре....
В общем, уровень щастья просто зашкалил)))))
Фух, закончили с предысторией. Теперь, наконец-то, история пошла!
1. ОЛДИ. КАРП И ДРАКОН. ПОВЕСТИ О КАРМЕ.
Пылает Небо. В Стране Восходящего Солнца горят пожары. Кто же разжигает пламя войн? Отчего одна сменяет другую? Нет в стране единой властной руки, куча мелких князей-даймё рвут страну на части...Все воюют со всеми, сосед идёт войной на соседа, в древних клановых семьях зреют заговоры, выливающиеся в кровавые убийства...
Впрочем, кажется, нашёлся тот, кто станет единым правителем, и отвоюет себе титул "сёгуна", победителя варваров!
Могущественный князь, проницательный и мудрый, непредсказуемый и хитрый, действующий расчётливо и жестоко, Демон-Правитель Шестого Неба, князь Ода Нобунага...Он идёт к власти, устраняя все препятствия. Монахи в храмах Хонган-дзи замышляют мятеж? Долой монахов! И вот алое пламя пожарищ обгладывает святилище...
Горько это, знать, что всё, во что ты верил, обернулось седым, стылым пеплом...Горячее сердце настоятеля обители, Кэннё, сжимается от горя - нет храмов на горе Хиэй, они сожжены дотла...Что остаётся ему? Уйти в Небытие, обернув меч против себя самого.
Но последняя молитва неистового настоятеля храма Хонган-дзи изменила весь мир, ибо её не только услышал сам Будда Амида, но ещё и на неё отозвался!
Чудо из чудес принёс он в мир войн и смуты, выражаемое одним-единственным словом: "фуккацу"! О, смертные, не искушайте богов, ибо разве сможете вы понять разницу между благословением и проклятием? Было ли фуккацу благословением для людей? Без сомнения, ибо войны и смуты сразу же прекратились! Но стало ли оно проклятием? Как знать...
О, люди, даже монахов превращающие в убийц, всегда и везде добивающиеся своего лишь с помощью ненависти и насилия! Вот такой Дар дал вам Будда Амида - каждый убийца, совершивший убийство, сразу же и незамедлительно попадёт в Ад, и его тело займёт душа убитого! Вот такой вот коленкор - мгновенная карма! Как же тогда вести войны? Ведь, стоит только убить врага, как попадёшь в глубины Огненной Преисподней свирепого князя Энмы, а в теле твоём будет жить твой враг, да ещё и здравствовать при этом! Нет уж, нет уж, какой-то ну совсем неправильный размен получается! Вот и замерли войны, и убрали в ножны мечи гордые воины-самураи, а вместо них стали щеголять с плетью...Двумя. И кто это там говорил, что плетью обуха не перешибёшь?.. Вот вам самый натуральный Рай! Чистая Земля!
Мир изменился. В ужасе перед фуккацу отшатнулись европейцы, отказавшись заплывать в японские воды. Изменилась политика - страну закрыли снаружи, а не изнутри. Изменилось многое - к власти пришёл так искренне любимый Тенью Ода Нобунага, убитый в Хоннодзи Акэти Мицухидэ, и возродившийся в теле своего убийцы. Новая династия сёгунов одержала верх, и на смену горьким и жестоким годам великой смуты пришёл Мир.
Народ научился принимать фуккацу, как данность - прекратились убийства, вот только...Так ли просто изменить человеческую природу? Были те, кто пытался найти лазейки в новом законе Мгновенной Кармы. Что, если отомстить, прикрывшись Кармой? Выпить яд, и убить ненавистного врага, смеясь - вот тебе моё тело! Долго ли ты проживёшь в нём, враг мой? Но карма на то и карма, что её невозможно обмануть - и убитый воскресал, а тело исцелялось...
Если же убийца совершал преступление, но истинным преступником оставалась сама жертва, то...Воскресший получал тело, но терял лицо. Совсем! Окончательно и бесповоротно! Серая кожа, щёлки для носа, рта и глаз - вот всё, что оставалось "выкидышу кармы", прозываемому метким хлёстким словом, "каонай"... Каонай - не люди. У них больше нет кармы. Его можно убить, и твоё тело останется при тебе. Они - те, кому падать дальше просто некуда, парии и изгои этого мира, те, над кем смеются, кого гонят и презирают. Нет большего позора, нежели существование в образе каонай!
Закон Мгновенной Кармы изменил мир...Но вот Раем этот мир так и не стал. Ожидаемо, правда? Ведь люди, что его населяют, оставались прежними! Да, убийство оказалось под запретом, но жажду власти, алчность и наживу никто не отменял! Страсти по-прежнему правят миром, и гнев заставляет хвататься за оружие, даже если это плеть, а потому школы Мастеров Боевых искусств продолжали процветать, только обучающиеся там ученики свои приёмы оттачивали, не для того, чтобы убить, а для того, чтобы избежать любой возможности убийства.
А в столице возникла служба "Карпа и Дракона", ведающая делами Кармы и фуккацу. Чтобы дать новый документ, удостоверяющий, что владелец сменил своё тело, нужно уметь выяснить это! Собрать улики и доказательства, допросить свидетелей, выяснить все обстоятельства, и, наконец, признать, имело ли место быть это ваше пресловутое "фуккацу"! А уж как новоявленный, сменивший тело, господин, будет жить дальше - это, как говорится, его дело. Ну, или его теперешней новоявленной " кармической родни".
Вот такой вот мир, обрисованный в первой книге! Очень интересный, захватывающе-своеобразный! И, вне всякого сомнения, от Японии, даже Средневековой, сильно отличающийся! Ну какое тут вам "Бусидо" и "Путь самурая обретается в смерти!", когда ни один поединок не доводится до своего закономерного кровавого финала?!
Но как же хорошо удалась авторам та самая медитативная созерцательность и внутренняя гармоничность, которой и отличается культура Страны Восходящего Солнца! Какие яркие образы, выхваченные мастерской авторской кистью! Контрастные и чёткие, как мазки туши на ослепительной белизне бумаги...
Книга состоит из трёх повестей, и каждая открывает ещё один кирпичик Вселенной "Чистой Земли". Три дела, расследуемые службой "Карпа и Дракона", три расследования, совершаемые главным героем этих повестей, юным самураем, Торюмоном Рэйдэном, находящимся в должности младшего дознавателя, приоткрывают ширмы, за которыми скрывается этот вот "новый дивный мир", мир без насилия и крови, в котором, однако, точно так же кипят человеческие страсти, и люди по-прежнему стараются обхитрить людей, и найти во всемогущем и всеведущем Законе Кармы хотя бы одну лазейку, позволяющую обмануть и Карму, и саму Судьбу.
Вот вам детектив-наоборот, когда ищут не убийцу - чего ж его искать, его уже покарали! - а...убитого! Было ли фуккацу, или это мошенничество? Сменилась ли личность человека, или он лжёт, заявляя об этом? Кто и кого старается перехитрить?..
Очень хорошо удались все, без малейшего сомнения, герои этих чудесных повестей! И сам Торюмон Рэйдэн, немножко наивный, и излишне юный, но наблюдательный, сообразительный и находчивый молодой человек, и старший дознаватель, господин Сэки Осаму, поучающий своего подчинённого, с весьма серьёзным видом, и учитель в додзё, сэнсэй Ясухиро, и создатель бесподобнейшей пьесы, посвящённой Оде Нобунаге, монах Иссэн из обители Вакаикусы...
Даже проходные персонажи вышли живыми и настоящими! Чего только стоит хитроумный торговец с улицы Тридцати Тигров, и внушающий страх и ужас бандит Куро-бодзу, разгульный бродяга и церемонная госпожа, женщина-буси, нагината, с тщательно скрываемой трещинкой в древке, Сидзука Йоко, и сын сэнсея Ясухиро, рассказавший её историю...И совершенно очаровательный, беззаветно преданный своей жене, смешной и забавный мужичок-охотник, натуральный японский подкаблучник)))
Да, Восток не даёт прямых ответов, но он учит верно задавать вопросы, внимательно слушая своего собеседника, и постепенно внутри крепнет убеждение, как поступать нельзя - никогда, и ни при каких обстоятельствах! - а как - единственно-верно. Просто потому, что нельзя поступить иначе....
И, конечно же, служивый каонай, выбранный нашим юным Торюмоном, некто Мигеру, а точнее, дон Мигель де Ла Роса, доблестный идальго, капитан корабля "Сантьяго", навсегда потерявший лицо каонай...
Дон Кихот и Санчо Панса, Шерлок Холмс и доктор Ватсон, патер Браун и бывший вор Фламбо...А теперь - Рэйдэн и Мигеру! Замечательная парочка, раскрывающая эти запутанные дела вместе, рука об руку!
Удивительно, какие точные и красочные портреты получились, хотя авторы не тратили на обоих много краски. Нет здесь многоцветного полотна, скорее - чёткость гравюр укиё-э. Да, читатель глядит на мир глазами Торюмона, и это немного наивный взгляд приправлен само-иронией, традиционно-японской сдержанностью и вежливостью, чино-почитанием и верным пониманием местных реалий.
Очень точный и психологически достоверный портрет! Тень почитала отзывы на любимую сагу (а их оказалось до грусти мало), и вполне обоснуйно могет на них возразить. Нельзя судить героя вне его исторических и культурных реалий и эпохи! Да, у Торюмона сложный выбор, в самой первой повести, выбор между семьёй и долгом. Но, на минуточку, вспомним! - он самурай, а стало быть, и выбора-то особого у него нет! Да, Япония - это страна, где долг, вне всякого сомнения, исключительно на первом месте, и сравнение в Павликом Морозовым, как минимум, некорректно, и просто бессмысленно. Тень здорово бы удивилась, выбери он иное, да и поступок этот вылезал бы из реалий японского мира, вызывая впечатление инородности произошедшего.
Затем, вопрос об "ошибке Кармы" - когда за преступление дочери аптекаря ответил отец Торюмона...Почему убийцей бабушки был признан именно он, ведь он не отравлял лекарства, его отравили по ошибке? А вспомните, как бабушка болела! Долго, тяжко, муторно! И, подавая лекарство, отец нашего главного героя вполне мог пожелать ей смерти, просто, за-ради облегчения страданий...Вот его пожелание и исполнилось, а, стало быть. согласно местному кармическому законодательству, в произошедшем оказался виновен именно он! Дочь аптекаря составляла лекарство, и ошиблась в пропорциях, но смерти пациента она не желала! А отец, получается, желал - вот и результат.
И, наконец, история самого доблестного идальго, оказавшегося в "Чистой Земле", так далеко от знойных берегов далёкой Испании...Цепляет. Сильно! Может быть, поэтому так хочется, чтобы случилось чудо, и ему вернули лицо!
Яркая книга, и. безусловно, заслуживает внимательного читателя и усердного чтения.
Конечно, Тень, как всегда, пристрастна. Я люблю Японию, люблю Сэнгочье, люблю Оду нашенского Нобунагу, люблю театр Но и Кабуки, люблю быстрый росчерк хокку от Олега Ладыженского, и потому так здорово заходит мне это произведение, наполненное тонкостью намёков на ускользающие аллюзии целых вееров смысла...Люблю, когда автор настолько сильно уважает своего читателя, что играет с ним в настоящую интеллектуальную игру, и можно находить столько удовольствия в поисках раскавыченных цитат и знакомых образов.
Спасибо за новый роман, творцы вселенных! "Чистая Земля" - восторгительна и прекрасна, и я буду заглядывать туда, снова и снова!
Благословение Небожителей. ...
[Print]
JayKo