Впервые наткнулась на эту картину на одном из форумов. Почитала обсуждение, заинтересовалась. Постепенно созрело решение посмотреть, тем более, у фильма было целых две ценнейших особенности: он старенький и чёрно-белый, а Тень большая любительница чёрно-белых картин.
Фильм «Харакири», 1962 г., режиссёр – Масаки Кобаяси.
Отзыв, наверное, будет немного сумбурным, ибо задело, и глубоко…
Итак, 1630 год. Сёгунат Токугава объединил страну. Смута, длившаяся так долго, наконец-то закончилась, и наступил мир. Вроде бы, народ должен вздохнуть с облегчением…Но – вот, проблема! Потерявшие множество средств в долгом дележе своих и чужих провинций князья распускают тысячные армии, не в силах более держать на службе столько самураев. Самураи, лишённые хозяина, вынуждены бродяжничать, становясь безземельными, нищими ронинами. Ранее, в эпоху сражений и смут, они могли бы наняться к другому господину, но войны нет, а в мирной жизни никому не нужны воины. В городе Эдо один впавший в полнейшее отчаяние ронин явился во двор знатного клана, и попросил разрешения совершить сэппуку прямо здесь же, во дворе. Потрясённый отчаянным мужеством этого человека, даймё взял его к себе на службу. Пример оказался заразительным – в городе объявлялся то один, то другой ронин, заявлявший о желании сделать харакири, и отказывающийся от этого желания, заполучив немного денег.
Своеобразный шантаж подрывал авторитет столь глубоко чтимой традиции. И вот, во двор уважаемого за свои боевые заслуги и непреклонный нрав клана Ии тоже пожаловал такой проситель. Советник клана оказался в весьма затруднительном положении – откупиться от чужака? Но тогда завтра придет второй, потом – третий, четвёртый, пятый, и просителям не будет конца! Люди решат, что клан Ии сдался перед лицом назойливых попрошаек, и авторитет клана неизбежно пострадает. Что тогда делать? Один из служивших клану Ии самураев даёт жестокий совет: хорошо, пускай незнакомец совершит сэппуку, если он этого так страстно жаждет. Пусть его нечистая кровь прольётся во дворе клана, зато это послужит примером остальным побродяжкам, оскверняющим священный ритуал! Гостю предлагают привести себя в порядок, и тут обнаруживается, что в его ножнах – бамбуковый клинок! Как! Продать меч!!! «Душу воина»! Какая низость! Полно, да самурай ли это?!! Охрана клана возмущена до глубины души. Советник даёт согласие воплотить жестокий план в жизнь, а автор идеи ещё и предлагает дать в руки ронину вместо стального кусункобу его собственный, опозоренный, бамбуковый клинок.
Узнав, чем обернулась его просьба, ронин начинает умолять об отсрочке. Всего два дня! Но люди клана Ии остаются непреклонны. Вы хотели совершить харакири? Ну что ж, извольте! Вот вам двор, кайсяку-секундант, и ваш собственный клинок. Никаких отговорок!
А теперь – маленькое произвольное отступление. До сего момента людей клана можно понять. Да, они действовали, исходя из вполне практичных побуждений. Но, вот, дальше! Дальше уже сплошной садизм! Хорошо, можно следовать букве Кодекса. Клан не обязан вникать в личные проблемы посторонних ему людей. Но заставлять вспарывать живот бамбуковым клинком, и отказать несчастному в быстрой смерти?!! Как бы ни был виноват в нарушении Кодекса ронин, наказание незаслуженно жестоко!!! А вот мужество ронина – да, оно велико. Выполнить то, что обещал на словах, и в таких нечеловеческих условиях…Молча…Жутко смотреть, как он терзал себе внутренности этой бамбуковой деревяшкой…И – ни единого стона…
Однако история на этом не заканчивается. Есть ещё один взгляд на разыгравшуюся во дворе клана Ии трагедию, и его высказывает явившийся позже пожилой ронин с неистовым огнём в глазах, назвавшийся Хансиро Цугумо. Да, он также выражает желание сделать харакири. Единственная его просьба – чтобы его кайсяку был человек, обрекший предыдущего бродягу на такую жестокую смерть. Советник посылает за ним – и, что ж? Самурай отказывается придти. Хансиро настаивает. Ему предлагают другую кандидатуру. Последовательно он называет ещё двух человек, причастных к той, давней, кровавой истории. Однако ни один из названных самураев не может дойти до резиденции клана. Они все странным образом «заболели». Пока советник ждёт посыльных, Хансиро рассказывает историю своего приёмного сына, мужа его дочери, боровшегося с нуждой, и вынужденного продать меч, чтобы хоть как-то помочь бедной больной жене и ребёнку. Именно его приёмного сына заставили сделать харакири люди клана Ии, три года назад…Сытый голодного не разумеет – история тяжёлой жизни обедневшей семьи нисколько не трогает советника клана. Тогда Цугумо бросает перед ним три срезанные пучка волос. Вот цена чести самураев клана Ии! Испытав такой позор, они отлёживаются дома, вместо того, чтобы покончить счёты с жизнью, согласно кодексу Бусидо!
О, да! Реакция следует мгновенно! Честь клана под угрозой! Этого ронина невозможно отпустить живым! И во дворе клана разыгрывается кровавое сражение. Хансиро и вправду хорошо владеет мечом – он забирает жизни 4 самураев, и опасно ранит ещё восьмерых, прежде чем совершает, наконец, сэппуку.
Фильм, очень сильный по эмоциям. Сдержанный, суровый, траурно-строгий, с потрясающей игрой актёров. Запоминается жестокая усмешка советника, хищное лицо кайсяку, мрачный, испепеляющий огонь в глазах Хансиро…
И – смертоносная красота поединков, отточенная, выверенная пластика движений, и жаркая сумятица боя…
Честь – или жизнь? Что важнее? Кто прав? Тот, кто верен букве закона, или же тот, кто по этому закону живёт, неся в себе карающий Дух Воина? Фильм жестокий, но я нисколько не жалею, что посмотрела его. Если решитесь, попробуйте посмотреть его и вы…
УРРРРАААА!!!!!! С возвращен...
[Print]
Тень в сумерках