Заметки обо всём
Тень в сумерках
дневник заведен 01-11-2017
постоянные читатели [57]
131313, Akiva-san, Amadeu, avirana, Crisl, Dink, ESPOIRA, Hanna Wind, i-lightning, Ice noble, iPrizrak, JayKo, Jenny_Revenger, jmot, MilediBlack, mirror-ofhorror, Nabrilin, Natsu, Nunc, ostrov, Poxyam, Ravenstag, Red D A, roseIceberg, Russa_mirs, SelenaWing, sky_unltd, Sol-veyg, Sparkeater, Tygrysek, yuyuyu13, Zadira, Адаэль, Алалина, Амадео, Анна Принц, Анна_Каренина, Анри, Госпожа Удача, Д-ж-о-к-е-р, Еще одна Кошка, Иллаин Тайли, Леонида, ЛинХимицу, Лиэс, Маргит, Мори Сэйджюро, Николетт, Ория, Призрак джедая, Рэй, Собака серая, стикер, СЭ-778Х Лямбда, ТотКтоЯеСтЬ, Украдка, Шиповник
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
интересы [15]
03-02-2024 20:11 Живая лазурь техники "тянь-цуй".
В Китае украшениями занимались с самых древнейших эпох. В древней поэзии воспевается яшма и нефрит, жемчуг и коралл, золото и серебро...Но, кроме камней, использовались так же...перья зимородка! В течение 2000 лет китайцы использовали переливающиеся голубые перья птиц зимородок в качестве инкрустации для предметов изобразительного искусства и украшений, от шпилек для волос, головных уборов и вееров до панелей и экранов.
Сейчас это искусство уже в прошлом, и сверкающим лазоревым птицам уже ничто не угрожает, последние мастерские закрылись в 1940-ых годах, и увидеть чудо ювелирного искусства можно только в старинных украшениях.

О них и пойдёт рассказ! Техника "тянь-цуй" ("усеянные зимородками", 點翠 )- музейная краса))))

Техника "тянь-цуй" осталась в далёком прошлом Китая, и сейчас за жизнь сверкающих лазоревых птичек-рыболовов можно не опасаться. Чудеса ювелирного искусства можно увидеть либо в музеях, либо в частных коллекциях, хотя самой технике без малого 2000 лет.
Техника восходит к периоду Сражающихся царств (475–221 гг. до н. э.) и стала очень популярной во времена империй Тан и Сун (618–1279 гг.), достигнув наивысшего расцвета в период империй Мин и Цин (1368–1912).

Птицы и перья в Китай импортировались с территорий нынешнего Южного Китая, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи и Шри-Ланки. Особенно ценились перья красноносого зимородка (Halcyon smyrnensis) из Камбоджи, имевшие самые яркие оттенки от ультрамаринового до бирюзового. Экспорт был настолько велик, что торговля с Китаем внесла вклад в богатство Кхмерской империи — на вырученные деньги, например, были построены великолепные храмы в Сиемреапе, включая знаменитейший Ангкор-Ват. Мастера тянь-цуй также использовали перья ошейникового (Halcyon pileata), синеухого (Alcedo meninting) и обыкновенного зимородков (Alcedo atthis). Ими инкрустировали заколки для волос, головные уборы, веера, панно, ширмы и другие предметы.
Техника была сложной и филигранной. Сначала нужно было вырезать необходимые фрагменты пера: у зимородков значительная часть пера серо-черная и переливается оттенками синего только на кончике.

Перья зимородка тщательно вырезаны и наклеены на позолоченное серебро. Эффект напоминает перегородчатую эмаль, но ни одна эмаль не могла соперничать с электрическим синим цветом. Синий - традиционный любимый цвет в Китае.

Как и в случае с большинством переливающихся, электризующих цветов у животных, таких, как крылья бабочки морфо, интенсивный цвет птичьих перьев обусловлен не пигментами в самом пере, а тем, как свет изгибается и отражается обратно, подобно тому, как призма разбивает белый свет на спектр цветов радуги. Эти микроскопические структуры в перьях называются фотонными кристаллами.

Затем тыльную сторону фрагмента приклеивали к специальной панели, наносили клей на обратную сторону, после высыхания клея отделяли перо от панели ножом. Такая методика защищала перья от рассыпания и облегчала их обрезку до нужной формы. После этого перья клеили на подготовленную основу из позолоченного серебра. Как показал масс-спектрометрический анализ тиары времен династии Цин, использовался клей из бычьего коллагена, который получали путем длительного кипячения соединительной ткани из кожи, костей и хрящей животного.

Цвет перьев мог корректироваться для получения желаемого эффекта. Для этого использовали цветные фоны, а также добавляли пигменты в клей. Это хорошо изучено на примере подвесной ширмы, датируемой XVII–XVIII вв. и хранящейся в Дворцовом музее Пекина (Palace Museum). Из-за редкости материала и сложности процесса технику тянь-цуй обычно использовали для изготовления небольших предметов. Однако ширма довольно большая — шириной 79,5 см и высотой 113 см. На ней изображены две птицы на фоне деревьев, цветов и земли. Тела птиц, листья и цветы выполнены из голубых перьев зимородка, камни, на которых сидят птицы, а также клювы, полосы на крыльях и шапочки — из фиолетовых перьев зимородка. Ствол дерева выполнен из коричневых пуховых перьев (вид определить не удалось) и покрыт толстым слоем карбоната кальция для создания рельефа. Земля сделана из темных радужных перьев павлина.
Чтобы подчеркнуть голубой оттенок и текстуру перьев, мастер использовал черный фон, для яркости фиолетового оттенка — красный. Фоном для перьев павлина послужила серебряная фольга, окрашенная желтым клеем в золотой цвет. При этом окрашивался также и клей — сажей в черный, красной охрой — в красный.

Помимо цветной подложки для настройки цвета мастер манипулировал изменением промежутка между бородками перьев. Например, на клюве птиц они расположены более редко, так что становится сильнее видна красная подложка, соответственно клюв выглядит красным.
Перья зимородка не выцветают с годами благодаря тому, что цвет их обусловлен не пигментами (известно, что, например, каротиноиды со временем разрушаются), а микроструктурой пера — это структурная окраска.

У обыкновенного зимородка оранжевая грудь, преимущественно циановая спина и синий хвост, на крыльях и голове сочетаются синие и сине-зеленые перья. Перья сильно перекрываются и имеют цвет только на кончиках, которые выступают из оперения. Остальная часть пера серо-черная. У перьев синих оттенков имеют цвет только бородки перьев, тогда как очин и бородочки беловатые или серые (у оранжевых перьев бородочки окрашены). Бородки таких перьев имеют квазиупорядоченную (то есть упорядоченную, но только чуть-чуть) губчатую структуру, которая отражает свет разных длин волн, создавая эффект иризации. Все бородки имеют кортекс — оболочку толщиной несколько микрометров. Она дополнительно отражает свет, особенно когда перья освещаются косыми лучами.
Благодаря этому оперение зимородка так красиво переливается на свету, вызывая желание обладать чем-то подобным.

Использование перьев зимородка привело к массовому уничтожению многих видов зимородков. Как тут не вспомнить любимую сказку Тени, написанную Николаем Телешовым, "Белая цапля"! Точно так же из-за любви к красоте северная принцесса Изольда пошла на сделку с совестью, согласившись убить одну белую цаплю ради подвенечного свадебного платья...
Принести в жертву всего одну птицу - и получить ошеломительный фурор на балу!
И вот согласие дано...Однако восхищённые подданные захотели подобной красы и для себя, и белые птицы оказались уничтоженными.
К счастью, теперь считается неприемлемым убивать или ощипывать зимородков, и перья заменяются перегородчатой эмалью сходных оттенков.

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть