часть MO
дневник заведен 06-03-2002
постоянные читатели [304]
111, 3 CaHuTaPa, 3_62, aabp, Agafonova, Agneshka, ahuroorri, Alexvn, AleXX, Alves, Angler, Anjgre, Anlim, Anzay, aprelenka, Aquamarine, arbuzik, Ariel, Artt, as-Saif, Asderg, AsukaLangley, Aurinko, Azazel, Basilicum, Bebop, Belladonna, Biggest, Biker, blackpuma_lara, Blis, Blueberry, Brig, Brinkley, Bubba, cassandra, Cat Fisher, CaveRunner, Cilya, Cler, Creative emotion, D-Kaiya, d-r Hogart, Daina, Dama&@, Darth Schturmer, DERZOST, Diana_A, Djastina, dooms, Duke, DZeta, elpis, End split, eroticplanet, Feng, Fix, fl@sh, Flex007, fragment, Free Frag, Fruit, G-Dmitry, GameMaster[kamrad], Gemo, glv12 Marla Zinger, gunnbiern, gunnbiern lounge, HaH-uH, hanami, Htotam, Humour_Club, Ima, impus, inVader, iona, Irina-irina, istoria, Jazz, JES, JimmyM, Jonn, Kaineg, Karabas-Barabas, Katrina_s, Kristian, Kurlumka, Lady Night, lapickas, Leonardo, Lightly, lisxi, Maatti Hrukonen, Mad_dog[SW], Major Pronin, mamMock, Mari-May, marinatan, Marine, Martin Riggs, Mata_Hary, Men Ar, Mike L, Mikki Okkolo, Milady V, Mmira, MMM, Monkhermit, Morticia Addams, Mostack, moxnatii slon, mSniff, nata, Nau, Nessy, Niceman, Nini, Nipen, Noliko, oburigen, Oi_, owles, padre A, Panny, Paul, photo_tDO, Piccolo_fiore, Platuss, point69, poison_dv, Prince Dakkar, Princessen, Privet, Ptenchik, Q-n-A, Ragedsoul, Rainbow, Ra_au, Rediska 007, RiSE, roll, Roy Nelson, RUSSPOT, ryecat, Samum, sebur, SharaWara, SharoWar, She, Sheypa, sida, Skiminok, Spam, Stamina, sugar-n-sweets, Sunflower_Seed, Sunsai, superbabka, Tara, Tashetann, Tataro-Mongol, Taviskaron, tea_tree, the_coffe_girl, Thinking of U, toskun_i_blyaka, TraliVali, Ttei, twilight_cat, udaff_kaa, URb, Urkagan, Vasek, vetka, Vine, VitalyOFF, Vivisektor, VMcS, VorteX DrAgON, vvol, Wild Wind, Wohltat, x, yappi, Zabudka, ZaRRaZZa, Zealot, zeruf, zubchik, zusman, z_g, Айки Апштейн, Алекс Лочер, Аллавдина, Андрейка, Антарктида, Ануца, Аработорговец, Арина, Безумный рыбник, Берлин, Букля_, Валерка, Великое Ничто, Волшебница Эфи, Вольця, Гарин, Герр Зайчег, Гонза Кандибобер, Грустные глазки, Д-ж-о-к-е-р, Данила, Девушка 16-18 лет, Джей, Джекки Кочан, Динго, Дорогая редакция, достало, Духовные происки, Дядя Федор, ежить, Ёлочка, жизнь после, Журналистика, Зереша, зет, Инквизитор, Ирен Адлер, Ирча, Ищу картинку, Калигула, Караева, КАРТИНКИ, Кассиопея, кино и немцы, КЛ, Клер, Клуб грамотеев, Клуб Серфенгистов, Консуэльйо, Кошка сама по себе, Крестная фея, Кудиани, Кьянти, ленивец ёж, Ленивый_Кот, Лохматая, ЛюкА, Мaрцелл, маруся, Марцелл, Мася, МатроШКУРА, Маугли, Мелюзина, Милка, Милославский, Мильди, Мирный герцог, Мист, Морья, Москви4ка, Муза_на_полставки, некто Пат, нитуш, Обаяшка, Опаленные Крылья, Папина Дочка, ПАРАД УРОДОВ, Политклуб, Призовой Фонд, Про это, Психолог, пэтэ, Риска, Ромашка, Ромм, Рыжий Ангел, саграда фамилиа, Сайоко, Сексуальный маньяк, Скромняга-2, Слоненок, Сытый Папа, Та сама киянка, ТАРЗАНКА, ТекиЛА, Тигрра, Троевредие, Труп Нюты, Угадайкино, удалилась, Утреннее Солнце, Фрекен Снорк, ХонВасаби, ЧаплинА, ШиндЗ, Шмардак, Штучка, Эль, ЮГ, Юттка в кармане, Януш, _dk_
закладки:
цитатник:

дневник:
хочухи:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [4]
[8] 17-11-2020 13:04
Фуфа

[Print]
Mikki Okkolo
[2] 27-09-2019 23:07
Анекдот

[Print]
ХонВасаби
11-03-2008 09:46 Три в одном
Оказывается, Герман уже полностью доснял свой невероятный долгострой (ТББ). Сейчас идёт озвучка, тоже очень неспешно, и есть шанс, что фильм выйдет в прокат в конце этого или в начале следующего года.
Кроме того, если верить отзыву Дмитрия Быкова, посмотревшего "бета-версию", фильм обещает стать событием.



Наконец, рецензия Быкова заслуживает внимания сама по себе, как самостоятельное произведение жанра, поэтому полностью помещаю её у себя.



Надежда для Арканара
© Дмитрий Быков http://www.ogoniok.com/5037/25/

Меня трудно упрекнуть в излишней восторженности, я никогда не был фанатом Германа, хотя считаю его выдающимся мастером. И тем радостней признать, что я присутствовал при великом кинособытии. Этот фильм, кажется,—самый ценный итог российской истории последнего десятилетия. С ним можно спорить (и будут спорить), но первая зрительская эмоция — счастье: «Это было при нас». Та же радость, с которой Твардовский, только что прочитав первый роман Солженицына, говорил Трифонову, торжественно поднимая палец: «Это велико!»

Возможны вещи, сделанные по самому строгому счету, с абсолютной бескомпромиссностью, железной рукой художника, твердо знающего, как надо. Возможны предельно серьезные высказывания о главном, жестокие и храбрые. Герман сделал фильм, точно следующий роману Стругацких в главных сюжетных коллизиях, предельно внятный (особенно для тех, кто хорошо помнит книгу), цельный, страшный и увлекательный. Надо будет очень постараться, чтобы провалить это кино в прокате. Думаю, оно обречено не только на фестивальный, но и на зрительский успех—не всеобщий, конечно, но те, кто думает о прошлом и будущем плюс внимательно читал первоисточник, составляют немалый процент населения. Реплики, сочиненные режиссером и его женой Светланой Кармалитой, постоянным соавтором, наверняка разлетятся на поговорки. «То, что я с вами разговариваю, дон Рэба, еще не значит, что мы беседуем». «Ты умный книжник, ну и что? Я выучусь читать и тоже стану умным, а ты никогда не станешь бароном!». «Черные идут, ушей настрижем!»—это обязательно добавится к хрестоматийным цитатам вроде фразы «После серых приходят черные» или «Как вольно дышится в возрожденном Арканаре!». Герман сознательно ушел от хитовых фраз вроде «Почему бы одному благородному дону не получить розог от другого благородного дона?» и заглубил, спрятал ключевые диалоги вроде разговора Руматы с Будахом о том, что делать богу с людьми. Он все это заменил действием, пересказал на чистейшем, плотном и ясном киноязыке. Теперь видно, как все это было, — именно эту фразу сказала машинистка Томаса Манна, перепечатав «Иосифа и его братьев».

Об изобразительной, живописной стороне дела напишут еще много, обязательно упоминая Босха и Брейгеля-младшего, отдавая дань скрупулезности, с которой выстроен приземистый, грязный и роскошный, грубый и утонченный, кровавый, подлинно средневековый мир Арканара. Он продуман до деталей упряжи, до последней пуговицы, до мельчайшего ритуала при дворе. Сквозной прием, задающий неожиданную, ироническую и трогательную интонацию этой картине, — активное взаимодействие персонажей с камерой: после особенно грязного злодейства или вопиющей глупости арканарцы оглядываются на зрителя, виновато улыбаются или пожимают плечами. Постоянно оглядывается и Румата — словно апеллируя к тому настоящему Богу, за которого принимают его: ну что ж я могу? А что мне оставалось?

Герман, после просмотра:

— Этот прием я нашел, когда тебя еще не было на свете, — в «Проверке на дорогах». Помнишь, где пленные на барже? Вот они так же смотрят в камеру… Для этого фильма многое было придумано еще в 1968 году, когда я собирался снимать его впервые. Потом мне в Коктебель пришла телеграмма с «Ленфильма», чтобы я и думать об этом забыл — как раз наши только что вошли в Чехословакию. Я тогда не особенно огорчился, потому что в день получения этой телеграммы познакомился со Светкой.

А потом я в 1988 году узнал, что с этой экранизацией запускается некий Флейшман, и поехал к нему выяснять, почему и как он будет снимать мою давно задуманную картину. Увидел декорации — на первый взгляд роскошные. Флейшман сказал, что охотно отдаст мне фильм и даже будет рад: в процессе строительства декораций половину денег разворовали, и все получилось вдвое меньше задуманного. Я не стал в это ввязываться и предоставил снимать ему. А еще десять лет спустя я вдруг понял, что мне почти ничто не интересно, кроме перспективы целиком, с нуля, выстроить другой мир. «Хрусталева» я делал, чтобы объяснить себе и остальным психологию опущенной, изнасилованной страны. Почему это произошло и как с этим жить? А «Трудно быть богом» — это отчет о том, как я вместе со всеми проживал эти десять лет, как мы сами позвали серых и как они превратились в черных. Но это все довольно тривиально. Нетривиально — что мог бы сделать Румата и как он во всем этом виноват?

Румата в органичном, умном и горьком исполнении Ярмольника меньше всего похож на молодого, могучего, хоть и сомневающегося супермена Антона из повести Стругацких. Единственная относительная вольность, которую позволил себе режиссер, — это версия о том, что прогрессорам некуда возвращаться. Пока они осуществляли наблюдение и посильное улучшение нравов в Арканаре, на Земле случилась некая катастрофа, сделавшая их возвращение невозможным. И немудрено — ведь там, на Земле, коммунарский утопический мир, а крах этой утопии почти неизбежен. И вот они, земляне, навеки остаются в Арканаре, собираются в Питанских болотах, у спивающегося гения—отца Кабани. «Мой умник синтезировал спирт, ура!» Один из землян, разжимая хитроумный капкан работы Кабани, защелкнувшийся у него на ноге, цедит сквозь зубы: «Летим, смотрим — крепости, замки… Ну, думаем, Ренессанс! Прилетели — замки есть, а Возрождения нет!» Под этими землянами можно понимать наших или западных либералов, можно — интеллигентов, а можно — вообще никого не понимать; но именно после фильма Германа начинаешь задумываться о главном парадоксе романа Стругацких. Эти земные боги получили то, что получили, главным образом потому, что не то несли. Сердце Руматы переполнено не жалостью, как говорит он Будаху, а брезгливостью и в лучшем случае снисходительностью. Кто с прогрессом к нам придет — от прогресса и погибнет. «Базовая теория», как деликатно называется в книге марксистская теория формаций, неверна уже потому, что фашизм был всегда, что он возможен и в Средневековье, что Черный Орден — вечный и неистребимый спутник человечества. Но не Румате, не коммунару и не прогрессору бороться с Орденом. Получается, что у Бога на Земле только один выбор — сознательно принести себя в жертву; это тот самый сюжет «самоубийства Бога», который Борхес называл одним из основополагающих. Только так, только этой жертвой и можно посеять в людях хоть какие-то семена милосердия, сомнения и жалости. Но чтобы до этого додуматься — надо быть не Руматой. Или, по крайней мере, стать тем Руматой, которого мы увидим в последнем эпизоде, на заснеженном поле около избы Кабани, убитого в пьяной драке. Этот Румата, обритый наголо, пытается сорвать с раба колодки, а тот не дается, ему так удобнее; и тогда Румата ложится на телегу и начинает наигрывать на местной арканарской дудке саксофонную тему нечеловеческой красоты. Ею все и закончится.

А начнется долгим, тоже изумительно красивым зимним кадром, полным разнонаправленного движения, чуждой и непонятной жизни: лошадь везет повозку, чернеет дальний лес, открыта дверь в дом, горит огонь в очаге… И медленный авторский голос говорит: «Этот сон мне снится часто. Обычно сны не пахнут, но этот пахнет аммиаком. Я на планете, похожей на Землю, но младше на несколько сотен лет».

Затемнение. Спящий Румата. И тот же голос:

«А это не сон».

И ведь действительно.

Наверное, эту картину сравнят и с «Андреем Рублевым», по отношению к которому она недвусмысленно полемична. «Рублев» — жестокое кино по меркам шестидесятых, но до германовских кошмаров ему далеко. Это кошмары не натуралистические, а скорее сновидческие, клаустрофобные, из самых страшных догадок человека, привыкшего прикидывать эту средневековую судьбу на себя. Нет в германовской картине и того оправдания, которое весь этот ужас получал у Тарковского: нет искусства. В Арканаре даже песен не поют. Или Румата их попросту не слышит. Трудно быть богом где бы то ни было, но особенно трудно в мире, где бога нет; где от него ждут только зверств или помощи в зверствах. Как принести сюда хоть какую-то мораль — вопрос. Даже у возлюбленной Руматы, которую в фильме зовут Ари (а в романе Кирой), представления вполне средневековые, и поселившись у Руматы, она начинает бодро отстраивать его прислугу: ведь во чреве у нее потомок Бога! Кажется, единственный, кто здесь кого-то жалеет, — камера оператора Владимира Ильина, умершего незадолго до конца работы над фильмом (съемки заканчивал Юрий Клименко).

Герман снял свою лучшую картину, почти божественную по мощи и красоте. В ней есть то усталое, насмешливое милосердие, та перегоревшая боль, которой так не хватает земным богам. Если бы Румата реально вознамерился спасти Арканар — он мог бы снять такой эпос и показать его арканарцам. Велик шанс, что дон Рэба сорвал бы прокат и объявил фильм недостаточно рейтинговым, но в Арканаре, слава богу, не все зависит от серых и черных.
Комментарии:
11-03-2008 11:14
Опытный ворчун
Ярмольник - Румата ? ну-ну...

Фильм-то Герман снимет хороший, наверное, - только там где Стругацкие ставят вопросы, Герман поставит свои ответы. Это будет не ТББ, а какое-нибудь "Убить Дракона-2"...
дваждырожденный
JimmyM Ярмольник - Румата ? ну-ну... -- ты раньше не знал? Фильм то уж лет десять снимается, если не больше. Говорено-переговорено про это.

там где Стругацкие ставят вопросы, Герман поставит свои ответы. -- поживём-увидим, рецензия Быкова обнадёживает.
11-03-2008 11:52
Опытный ворчун
Mikki Okkolo да я как-то не следил
Ну, она обнадеживает в том, что фильм будет кассовым Но то, что он написал про конец фильма, означает, что Герман пририсовал концовку там, где у Стругацких их принципиально не было никогда...
нервный почвенник
Жду с нетерпением.
В кино пойду, как пустят.
Хотя ТББ - очень нелюбимое мной произведение.

Про Ярмольника слыхал, но думал, что всё сто лет как заглохло.
дваждырожденный
JimmyM Посмотрим. Каждый имеет право на своё прочтение. Лем считал, что Тарковский полностью извратил идею «Соляриса», а я считаю, что это лучшая экранизация из виденных мною.
К примеру.

the_Dark_One кто тебя должен пустить? :D
дваждырожденный
the_Dark_One очень нелюбимое -- почему?
нервный почвенник
Mikki Okkolo
А почему должно быть любимым? Не нравится произведение, вот и всё.
Ярая неприязнь к прогрессорам.
нервный почвенник
Интересно поглядеть на переделку в "дух времени" - с рухнувшим-то утопичным режимом на Земле.
дваждырожденный
the_Dark_One Ярая неприязнь к прогрессорам. -- читал у Лукьяненки про геометров? :)
11-03-2008 13:14
Опытный ворчун
Mikki Okkolo Так правильно, Тарковский снял кино несколько о другом, нежели то, о чем писал Лем Но Тарковский, опять же, снял кино о вечном, а не о сиюминутном. А о чем снимет Герман, я, прочтя рецензию, не уверен... Но конечно, "каждый имеет право на свое прочтение", кто ж спорит Если прочтение станет популярным, из призыва изгнать из иудейских храмов фарисеев родится новая религия
нервный почвенник
Mikki Okkolo
Забыл, а скорее не читал. Это в какой книге?
дваждырожденный
JimmyM в общем, ждать не так уж долго осталось. Всё увидим сами.

the_Dark_One «Звёзды — холодные игрушки» и "Звёздная тень". Там такая заочная полемика со Стругацкими, попытка показать "тёмную сторону" цивилизации землян из Полудня.

PS Я сейчас подумал, что Лукьяненко своих геометров с США срисовывал. Типа, давайте дружить, а не то хуже будет :)
homo climbingus
очень хочеться посмотреть!
нервный почвенник
Mikki Okkolo
Ой, как давно это было - чтение ЗХИ.
Не помню. Я Лукьяна не фанат, он писатель занятный, но весьма не оригиналтьный и "жвачный" чтоль. Прочёл и забыл.
дваждырожденный
RA KOT ага, я вот думаю, может его спиратят, раз какая-то смотрибельная версия имеется?

the_Dark_One конкретно это вещь -- да, очень средненькая.
11-03-2008 15:20
Mikki Okkolo - А не эту ли дилогию Лука содрал с Master of Orion?
дваждырожденный
безликий скорее "по мотивам", очень отдалённым. Напрямую расы MoO и некие события были скопированы в "Линии грёз".
11-03-2008 15:53
Mikki Okkolo - ага, спасибо
беспечный ездок
JimmyM ильм-то Герман снимет хороший, наверное, - только там где Стругацкие ставят вопросы, Герман поставит свои ответы. Это будет не ТББ, а какое-нибудь "Убить Дракона-2"...
Вот это вряд ли, Герман же не Захаров
дваждырожденный
Эль тоже так думаю. :yes:

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть