70. Салли Николс «На что способна умница» 10/10
Я не помню, когда эта книга оказалась в моём списке книг (видимо, под очередной март где-то мелькала в списках), и очень рада, что несмотря на неприглядное (на мой вкус) название, я её прочитала.
И, наверное, вся суть в названии) Оно отражает смысл и к нему сложно придраться. Но «умница» в русском языке ничего, никаких ассоциаций, кроме похвалы мамы, не вызывает. Что касается английского «Things a Bright Girl Can Do» - «Bright Girl» в оригинале – прямая отсылка к книгам по домоводству. Книгам, которые учили юных девушек становиться удобными и полезными предметами мебели. Книгам, которые обустраивали и обозначали социальный статус женщин, показывая их место.
«— Место женщины дома! Вы что, против? — Место — да. Но не её тюрьма.»
показать
Это книга о женщинах: разных, не похожих друг на друга, удивительных. В центре истории – три девочки-подростка.
Ивлин из приличной семьи, которая мечтает об Оксфорде, которая мечется и пытается всеми силами вырваться за пределы того круга, который навязан ей обществом – в большей мере, и семьёй – в меньшей (у нее очень прогрессивные родители, как на 1914 год). Она завидует старшему брату, который получает всё, что хочет (и всё, что хочет она), просто потому что он - мальчик. И которая внезапно открывает для себя новый, дивный мир суфражисток, осознавая, что есть вещи, которые ей ценны и есть пути, которыми за эти вещи можно бороться.
Мэй – её мать вегетарианка, суфражистка, пацифистка и квакерша и у Мэй просто нет особого выбора, какой ей быть. Вертясь с младенчества в кругу женщин, отстаивающих свои права (прежде всего, избирательное), понимая, какой ценой это достается, к своим 15 годам она приобретает железобетонные жизненные ценности. Она точно знает, что она готова жертвовать многим, ради того, чтобы оставаться собой.
А ценности эти идут вразрез со всем: с тем, что транслирует школа, с тем, что транслирует общество. Хорошо, что мама понимает!
И Нэлл, которая выросла в большой семье, и которая была вынуждена бросить учебу, чтобы её семья не умерла от голода, когда папу забрали на фронт. Она очень далека от девчонок своего времени, потому что носит одежду старшего брата, потому что похожа на него, потому что мальчики её не интересуют.
Наверное, именно потому что главные героини – девочки, эту книгу отнесли в раздел young adult, но на деле, в книге множество историй женщин любого возраста, на любой вкус. Матери семейств, лидеры движений, девочки традиционной ориентации и нетрадиционной – сколько бы их ни было, все они хотят счастья, любви, мира. Каждая ищет свой путь, который очень часто не совпадает с соседским, и одни ради мира кричат «убейте», а другие выбирают любить там, где это кажется невозможным.
Множество тем – очень сложных, особенно, учитывая время действия – Первую мировую войну. Но всё сводится к очень понятным во все время выборам, к очень узнаваемым решениям. Есть общество со своими ожиданиями и требованиями и есть ты. И твой выбор, как и с кем прожить свою жизнь.
«Обычно она слышала от окружающих, что ей следует вести себя как все остальные девушки. И растерялась, когда ей сказали, что лучше ей быть самой собой.»
«Оказывается, быть женщиной можно по-разному. Например, как мама — с ее младенцами, домашними хлопотами и грубоватыми ласками. Или как работницы со снарядного завода: с папильотками, губной помадой, свиданиями за углом, подальше от глаз хозяйки пансиона. Или как суфражистки.»
Мне даже удивительно, что у книги такие низкие рейтинги.
Да, тут есть про (обоже, как можно, пропаганда!!!расрас) лесбийские отношения, но когда-нибудь всё же общество примет тот факт, что любовь – это к человеку, а не к пенису или вульве.
А книга чудесная. Потому что она о людях.
Непременно подсуну Машке, когда подрастет)
71. Роберт Брындза «Девушка во льду» (Эрика Фостер-1) 4/10
72. Роберт Брындза «Ночной охотник» (Эрика Фостер-2) 3/10
Я как-то очень часто натыкалась на рекомендации серии про Эрику Фостер среди триллерово-детективных рекомендаций, поэтому Брындза был скачан и я честно пыталась осилить.
показать
С первого раза «Девушка во льду» у меня не зашла, но файл оказался битым, поэтому я списала неудачную попытку на отсутствие у меня кусков текста. Поэтому пообещала переписать и попробовать еще раз. Попробовала.
Могу сказать, что если не идет, то и не надо)
Меня мало волнует тот факт, что автор – гей (почему-то многие именно это вменяют ему, как маркер годноты), но вот то, что он после любовных историй внезапно перешел на криминальную драму – очень, очень чувствуется.
Поэтому я могла бы закрыть глаза на многое, в конце концов, детективные серии, в которых сюжет двигается истерикой – не изобретение Брындзы, а ляпов технических и сюжетных не у одного его полно.
Но у Брындзы плохо примерно всё)))))
И если «Девушка во льду» хоть как-то была вытянута мною (хотя интрига вторична, язык уныл и главная героиня, эта самая Эрика, меня бесила невероятно. Это какой-то эталон всего самого унылого, нелогичного и просто глупого, что может быть!), хотя местами скука наваливалась смертная. Шаблонные персонажи, шаблонные сюжетные ходы, шаблонное всё! И посреди этого – ну, чтобы было толерантненько: этническая несправедливость, сексуальная ориентация и прочие нюансы. Терпеть не могу такое: когда дыры в сюжете замазывают лесбиянками.
То «Ночной охотник» мне был скучен настолько, что я просто допинала себя до конца (а надо было бросить!). И вроде в общем унынии были просветы и вспышки интереса, но они не стоят усилий.
Книги позиционируются, как психологическая драма. Нет. Вся драма сводится к истерике, а чтобы была убедительной мотивация преступников – прочитана пара-тройка других триллеров.
Я, наверное, могу придумать некое условие, при котором можно это читать (необитаемый остров и в наличии только книги Брындзы), но если не натягивать сов на глобус, это очень скучно.
73. Анна Янссон «Чужая птица» 8/10
Эта книга попалась мне в рамках рекомендаций книг по эпидемиям (дань 2020 году, ибо истории про эпидемии и птичий грипп в нашем недо-карантине – самое то, что может развлечь).
показать
Это, конечно, не «Противостояние», потому что тут эпидемия – это всего лишь задорный и довольно правдоподобный фон для детективной линии. Но то, что осталось от полноценной эпидемии (изоляция, отсутствие вакцины, паника на отдельно взятом острове) – очень знакомо, очень достоверно.
Как детектив, «Чужая птица» - это часть цикла про Марию Верн (седьмая часть, и ни начало, ни продолжение серии я не читала, да, и особого желания нет, для меня это была история про эпидемию и всё) и детектив очень добротный. В нем есть завязка (пара трупов во время эпидемии хоть и мало кого удивят, но, если не «ОРЗ» было тому причиной, могут вызвать ненужный интерес), есть не очень активное, но последовательное расследование, есть очень неплохо сведенные концы с концами и убедительные персонажи. Отдельно ценно (нынче) то, что все они – живые люди, а не картонные шаблоны)
Так что хоть и не шедевр, но читабельно.
А еще от всей истории у меня осталось послевкусие чего-то провинциального (в хорошем смысле этого слова, не местечкового, а, скорее, герметичного), поэтому хоть сама тема довольно тяжела и актуальна, но роман читается как нечто уютное)
74. Джо Хилл «NOS4A2. Носферату, или Страна Рождества» 7/10
Страну Рождества я читала случайно полтора раза.
показать
Первый раз именно на ней почил в бозе мой телефон и пока я его заменила на новый, пока восстановила все программы и список книг, Джо Хилл стал чем-то совсем далёким.
И вот вроде бы я бросила не по причине скуки, но так уж получилось, что долгие 7 лет эта книга висела в памяти как незакрытый гештальт. И вроде бы – ну, что тут – дочитать и всё, но руки не доходили.
И, видимо, это лучшая характеристика книги – такое вот отношение к ней.
Что могу сказать, уже дочитав её.
Это добротный ужастик от сына нашего «короля ужасов, свет его Кинга» и аннотация очень хорошо отражает суть происходящего. И в нем всё ладненько: есть очень продуманный сюжет, есть плотненько сбитые персонажи, есть то, что продирает до костей, есть мистика и та часть, которая непосредственно про мистические переживания мне понравилась больше всего. Есть очень актуальный лейтмотив пропажи детей. Ну, т.е. в книге всё хорошо. И будь это первый мой ужастик, не читай я взахлёб всё детство Кинга, я бы проглотила и восхищалась. Но у меня был Кинг.
И всю дорогу, пока я читала книгу, мне больше всего хотелось положить руку на голову Джо Хилла и сказать «хороший мальчик». Я не знаю, вдохновлялся ли Джо историями папы («Стана Рождества» хоть и не является полноценным фанфиком, но она очень, очень по духу походит на истории папы), или же он хотел, чтобы его похвалили, но история эта настолько старательно написана, настолько всё аккуратненько, что даже тошно))))))))))))
Иногда мне даже казалось, что на какое-то Рождество папа подарил сыну свои черновики))))))
Книга не плохая, нет. Очень достойный кошмарик. Но зачем нам второй Кинг?
75. Лизи Харрисон «Клуб любительниц грязных книг» 8/10
Я! Я любительница грязных книг! И чистых книг, и любых книг))))
показать
И этот тот приятный раз, когда от истории я ничего особого не ждала (ну, чем меня может удивить автор «Monster High»?), а получила приятное во всех смыслах чтиво.
Это – типично женский роман, не претендующий ни на глубину, ни на особую рефлективность, но при этом такой… очень теплый и очень жизненный.
Потому что это – книга о девочках) О разных, иногда очень даже возрастных)))
Это история о каких-то очень понятных и близких вещах, которые обычны и знакомы каждому: дети, мужья, карьеры и партнерство, поиски себя и побеги от себя, беременности, воспитание, разводы, смерти, вибраторы (много вибраторов!) – сложно сказать, чего тут только нет. И каждая тема, возникая и раскрываясь, не становится основной или центральной, или хоть как-то значительной.
Потому что все эти мелочи, бытовые и не очень – это просто фон и основа для того, что составляет каждый обычный день.
Это история, которая раскинулась в двух временных пластах. И, честно говоря, тот, что упрятан поглубже, мне был значительно интереснее. Это история, которая упакована в свою собственную структуру: тогда и сейчас есть клуб из четырех совершенно разных женщин, которые сошедшись составляют некую общность. Это нельзя назвать дружбой в полной мере, потому что значительная часть (особенно того, что происходит в современности) случайна, барышни не близки друг другу, и периодически то одна, то другая, выпадают из «коллектива». Но при этом каждая из них находит свои причины оставаться в этом странном сообществе. Чем они занимаются? Что тогда, что сейчас они общаются. Говорят о себе, и о жизни, и еще читают книги. Книги «грязные», которые если и не порицаются напрямую общественностью (хотя есть и такие), то как раз те, что надо прятать под двойные обложки. Книги о чувственности, о сексе, о тех отношениях, которые не являются традиционными, о 50 оттенках и всяком таком.
И хотя иногда кажется наивным, но история показывает, что даже в наш просвещенный век люди горазды побаиваться запретных тем.
Четыре истории, которые так или иначе связаны с читаемыми книгами. Четыре истории тогда и четыре истории сейчас. И судьбы.
Это – не сага. Эта книга подпадает в жанр «чиклит», но при этом это не «Шопоголик». Акценты расставлены на людях и их жизнях, а не на вещах. Так что читать было интересно.
76. Бетти Смит «А наутро радость» 10/10
Бетти Смит прекрасна. И открывая «Радость», я понимала, что от автора «Дерево растет в Бруклине» я готова съесть что угодно.
Это невероятно добрая, светлая, нежная, солнечная история и мне даже удивительно, почему в наше странное время её не рекламируют на каждом шагу. Вот он – источник позитива, вдохновения и свежий глоток.
Я получила массу удовольствия!
показать
Бруклин 1927 года. Анни и Карл невероятно юны, но они любят друг друга и вопреки здравому смыслу решают вступить в брак. И вступают. И вступают на этот очень непростой путь вдвоём, на котором тотальная бедность, граничащая с нищетой, и то, что мальчик продолжает свою учёбу (очень часто вопреки всему), и родители, не одобряющие и осуждающие, и окружабщие, не всегда благосклонные – всё это является, на самом деле, меньшим злом. Потому что они и сами прекрасно справляются.
Притирка характеров, бытовуха, приобретение опыта – любого: кулинария и секреты партнерства, секс и предохранение, ссоры и пути решения конфликтов, умение договариваться, ревность. Чего тут только нет. Эти дети, которые, как котята, тыкаются и ищут как же сделать всё правильно, по совести, сделать хорошо, и, хотя время от времени, они раздражали ужасно своей непроходимой глупостью, наивностью, грубостью и шовинизмом, черствостью и нежеланием слышать друг друга, но кто там не был! Поэтому я наблюдала за ними – такими чистыми, такими классными. Как они решают проблемы, не впадая в уныние (иногда грустя, иногда рыдая), как они пытаются выкручиваться и находить позитив в том, где они оказываются.
И иногда кажется, что всё слишком сказочно складывается, но – нет. Не сказочно, не гладенько. Их жизнь, как жизнь любого человека полна трудностей и сложностей, им приходится решать свои задачки и сдавать свои экзамены, но – отношение! Вот что главное))) Отношение друг к другу, отношение к жизни.
И вера! «…вечером водворяется плач, а наутро радость.» (Псалом 29:6)
И эта книга не религиозна, в ней нет скреп и какой-то излишней воцерквленности, но всей собой она транслирует то правильное и светлое, что умиротворяет.
Потому что с хорошими людьми должны происходить хорошие вещи!
А чтобы у читателя ничего не слиплось, автор поместила своих героев в самое начало Великой Депрессии. Так что само время стало легендарной надписью «Титаник» на спасательном круге в финале любовной истории. Впрочем, я верю в этих деток – у них всё получится)))
77. Агата Кристи «После похорон» (After the Funeral, 1953 год, Эркюль Пуаро – 31) 8/10
Очень неплохо.
показать
История не блещет оригинальностью замысла (наследники в процессе оглашения завещания начинают подозревать, что со смертью дядюшки всё не так чисто, как хотелось бы. А тут и новый труп подоспел – топор в организме здоровья что-то не добавляет) и, прочитав н-ное количество книг Агаты Кристи, преступник обнаруживается почти сразу, а, уж по ходу дела, так уж точно его легко опознать в толпе заинтересованных лиц вместе с мотивом и способом совершения убийства.
Но это, пожалуй, единственный недостаток. Если не читать Агату Кристи оптом или не являться любителем жанра, в остальном – всё хорошо, всё складно. Прекрасные характеры, традиционно горделивый Пуаро, отсутствие Гастингса – дополнительный бонус)))))
78. Агата Кристи «Труп в библиотеке» (The Body in the Library, 1942, Мисс Марпл – 3) 9/10
Когда в детективе Агаты Кристи после первых 40 страниц нельзя сказать кто и почему совершил злодеяние, я считаю, это – успех.
показать
И несмотря на то, что «Труп» - из ранних пташек (а может быть, как раз, благодаря этому – у мисс Агаты всё еще было свежо, идей полная голова, музы так и летали!) это очень интересный детектив.
С одной стороны – запутанная история. В доме полковника обнаружен труп блондинки в вечернем платье. Девушка никому не знакома, как она туда попала – не понятно, и кто же порешил несчастную тоже не ясно. Постепенно и тело опознано и круг потенциальных душегубов очерчен, и прекрасная, нежно любимая мною, Мисс Марпл начинает вязать свои носочки и распутывать преступление. А тут и еще один труп нарисовался!
С другой стороны, психологические портреты героев чудесны – чего у Агаты Кристи не отнять, так это таланта описывать людей и их (очень часто) мелкие душонки.
79. Агата Кристи «Карты на столе» (Cards on the Table, 1936, Эркюль Пуаро – 14) 9/10
Это один из самых интересных детективов Агаты Кристи, единственный недостаток которого – те самые карты, которые на столе)))
показать
Я не картёжник, а в этой истории как-то слишком много внимания уделяется бриджу. Поэтому львиная доля удовольствия прошла мимо меня. В остальном – всё прекрасно.
Есть мистер Шайтана – странный и богатый, и позиционирует себя как Мефистофель. Хобби у него (помимо вечеринок) – убийства и убийцы. И как нехорошо получается с шахматистами, когда шахматной доской прилетает по голове, так и с ним: коллекция довела товарища до цугундера. И был он убит одним экспонатом (убийцей) посредством другого экспоната (затейливого орудия).
Пуаро осталось придумать, кто же убийца.
Отдельно прекрасно то, что одна из героинь повести – Ариадна Оливер — детективная писательница. Поэтому Агата Кристи оторвалась по полной, вложив лютейший стёб над своей писаниной ей в уста.
Самоирония – это прекрасно.
80. Агата Кристи «Ранние дела Пуаро» (Poirot's Early Cases, 1923-1935, Эркюль Пуаро-40). 10/10
Сборник рассказов в количестве 18 штук. Совершенно разные и по напряженности сюжета и по лихозакручености интриги.
показать
Я не особый любитель малых форм, но с Агатой Кристи это всегда интересно. В рассказах (особенно ранних) писательница экспериментирует с характерами и описаниями, с интригами, с деталями, с техникой – и преступлений, и расследований.
Очень многое потом из этих экспериментов сыграет в повестях.
Наверное, именно поэтому подобные сборники надо читать в самом начале ознакомления с творчеством автора.
https://a.imgfoto.host/2024...
[Print]
i-lightning