81. Агата Кристи «Фокус с зеркалами» (Murder with Mirrors, 1952, Мисс Марпл – 6) 9/10
Очень интересно)
показать
Люблю истории про «внедренных агентов», когда расследование начинается еще до того, как случается преступление.
Мисс Марпл поехала к знакомой, чтобы убедиться, что ничего неладного не происходит в особнячке старушки (ну, или наоборот). А там, в викторианском особнячке, целая Республика ШКИД разместилась. Много разного люда, много информации, и не успела Мисс Марпл развернуться, как тут же ей презентовали труп.
Динамично, небанально. Агата Кристи постаралась, чтобы вещи, которые кажутся простыми, оказались немного сложнее, чем выглядят сходу.
82. Бернадетт Энн Пэрис «Нервный срыв» 5/10
Меня не очень сильно впечатлил первый роман Энн Пэрис «За закрытой дверью» и основная претензия автору у меня была – отсутствие логики в происходящем, малосимпатичные персонажи (все) и нагнетаемый жесткач. Нагнетаемый до той степени, когда перестаёшь сочувствовать герою (кому, наверное, сочувствие не помешало бы) и начинаешь желать, чтобы уже наступил любой «ужасный конец».
«Нервный срыв» показал, что это не «особенности походки», а типично авторский «вывих».
показать
Тема «Срыва» - одна из моих любимых. Потеря памяти, потеря личности.
Девушка, мать которой страдала ранней деменцией и недавно умерла, устроилась на работу в школу. И вот, наступило лето.
«Как я провела летние каникулы» стало бы лучшим названием, так думаю)))
Так вот, сначала убили её знакомую. Как раз, когда барышня проезжала мимо неё в ливень и не остановилась. Потом кто-то звонит по телефону и молчит…
А дальше с учительницей начинают происходить странные вещи: она забывает про встречи или как пользоваться привычной техникой, она делает заказы и забывает о них, она подписывает договора и совершает странные действия. И ничего не помнит. Каждый новый эпизод погружает её в пучины депрессии и страха, всё усугубляется тем, что своему новоиспеченному супругу про раннюю деменцию мамы она не рассказала, а у себя она подозревает именно её. Врач прописывает слоновьи дозы лекарств, жизнь летит под откос.
«Провал? Какие провалы?»
Меня подобные истории пугают сами по себе, поэтому чаще всего я очень благодарный читатель – готова сама себя накрутить, автору ничего особо и делать не надо. Главное, не мешать мне бояться.
Но – увы. Если убрать из повествования логику, местами настолько, что это уже попахивает авторской ленью, а сюжет двигать нагнетанием атмосферы, в какой-то момент я-читатель начинаю понимать, что автор слишком много от меня хочет. И я не хочу вовлекаться в эту историю и продолжать двигать халтуру своей фантазией. И примерно с середины истории я уже ждала, когда всё закончится.
Потому что кто «садовник» стало понятно примерно сразу. И тем досаднее попытки автора заставить героиню старательно не смотреть в эту сторону. Наверное, поэтому исто3рия провисает, местами очень уныло и беспомощно.
А когда вместо разгадки выехал из кустов рояль и последнюю треть автор просто написала по принципу «сейчас я вам расскажу, как всё было» (наверное, книге не хватало объема, иначе я не знаю, зачем пересказывать всю историю с начала, достаточно было бы пары эпизодов) стало совсем скучно.
83. Стефан Анхем «Минус восемнадцать» («Фабиан Риск-3») 7/10
Стефан Анхем – типичный швед, и пишет в жанре классической остросюжетной скандинавской прозы. Это значит: будет детектив и будет окружающая реальность (а у Анхема в этой части есть небольшой бонус: его истории разворачиваются не только в Швеции, но еще и в Дании, так что обе страны оказываются малоприятны, по факту), будет очень много социальщины, всё это будет приправлено отношениями и страданиями и пропитано грязью.
Ну, и, если повезет, будет ещё и интересно.
показать
Интересно было – с этим повезло. Анхем умеет закручивать сюжет и его интриги круты, еще бы научиться до последнего эту интригу держать – цены бы ему не было.
С социалкой тоже хорошо – Анхем тычет пальцем всегда в больные места, общество стонет и фонтанирует гноем, и за что он бы не взялся, везде вскрывается бездна. Дети ли, ради развлечения убивающие бомжей самыми жестокими и изуверскими способами (детально описаны), взрослые ли, которые не просто убивают в изысканной манере (если можно так выразится), но еще и грабят по хитрым сценариям и схемам – тут жестокости и человеческой грязи более, чем достаточно. Это Анхему и в минус: там, где сюжет можно было бы вытянуть логикой или расследованием, он добавляет градуса и тянет его жесткачом. Такое – на любителя.
В остальном всё неплохо: две сюжетные линии разворачиваются параллельно и в конечном итоге пересекутся. И в «Минус 18» Анхем постарался на славу: нагнетая и закручивая, он не забывал при этом давить на эмоции и играть на человеческих чувствах читателя, поэтому эпизодов, в которых читатель уже понимает, что ничем хорошим вот это вот всё не закончится, и вынужден со стороны наблюдать, как разворачивается трагедия, переживая, достаточно.
Так что в части остросюжетности и напряженности всё хорошо.
Что плохо. Я не люблю истории про глупых копов. Ну, т.е. когда частный детектив против глупых копов – это норм. Но когда значительная часть книги – это мизогиния, возня пауков в банке, тотальное чопопало в органах полиции, коррупция, личная мстюлька, утрата табельного оружия на ровном месте, старательная тупка – ну, такое. Получается авторское «надену всё хорошее сразу», ибо эта крысятня приправлена щедро проблемами в семье, ревностью, сложными подростками – откровенный перебор.
Автору стоит практиковать умеренность, но судя по тому, что это уже третья книга такая – не в этом случае.
84. Элена Ферранте «Дни одиночества»
Прочитав «Дни одиночества», я уверилась в мысли, что «Элена Ферранте» - это литературный проект, а не конкретная личность.
показать
Иначе, я просто не знаю, чем объяснить настолько огромную пропасть между роскошным, глубоким, душевным и сильным «Неаполитанским квартетом» и «Днями одиночества». Даже 10 лет, прошедших со «Дней» до «Квартета» вряд ли могут объяснить столь сильную разницу между произведениями.
При этом, не будь на обложке знакомого имени, я бы совершенно с иных позиций оценивала книгу, не разглядывая и не выискивая в ней знакомых тональностей (за которые я и полюбила «Квартет»). Правда, возможно, и не читала бы вовсе)
«Дни одиночества» - это книга-исповедь. История женщины, от которой спустя много лет брака, двух детей и собаку, «ни с того, ни с сего» ушел муж. Вот, был благополучный стабильный брак, но он рухнул в один момент. Уже потом, когда начинает литься поток сознания, и становится понятно, что «ни с того, ни с чего» - это не совсем так. Но суть этой книги не в происходящем – ничего по сути не происходит, а в показывании той бездны, того отчаяния и той чернухи, в которую провалилась женщина.
Книга, на самом деле, грязная. В ней физиологичность густо намешана на нервный срыв, все эти «дырки в жопе» и прочие задорные няшности – полностью отражают состояние дамы. И читать, лично мне, было тяжело и неприятно. Как будто наблюдала за испражняющимся.
Книга написана травмой, вот что. И не выходя из травмы и поэтому в ней нет ни мгновения, посвященного размышлениям или рефлексиям, не говоря уже про плавность или текучесть. Все резко, грубо, 150 страниц истерики.
«Дни заброшенности» - мне кажется более подходящим названием.
И, собственно, лучшее, что есть в книге – её невеликий объём.
Я не знаю, зачем это было написано. Рискну предположить, что это некий литературный эксперимент (написать из вот такого раздрызганного состояния), возможно автор писал «на спор», может быть, это было написано в рамках терапии и работы с травмой – человек, проходящий терапию, «выписывал» свою боль. Не знаю, тут может быть, что угодно. Остается вопрос, зачем это публиковать.
Потому что это не литературное произведение в его классическом понимании. Это история не о том – «что», это история о том – «как».
Плохо, тяжело, больно, безнадежно, депрессивно, тоскливо. Вот так женщине, которую бросили, и которая с трудом переживает этот удар.
Если хочется погрузиться в такое – добро пожаловать. В финале читателя даже ждет проблеск света.
Я оставлю без оценок.
85. Майк Омер «Внутри убийцы» 10/10
Один из лучших триллеров, которые мне встречались за последнее время.
показать
В нем всё хорошо. Тут есть работа профайлера, который (которая) имеет личный богатый опыт, травму в прошлом, сложную реальность, обусловленную и травмой и своим непростым характером. Тут есть напарник – из гонимых и непонятых, но решительных и добрых. Тут есть маньяк-убийца и их даже два, и каждый с убедительной легендой. Тут есть расследование (официальное и нет). Тут есть озарения и ошибки, сложные и опасные моменты и попытки в романтику.
При этом сюжет выстроен очень аккуратно. Настолько, что нигде ничего не провисает, читается с интересом и желания отложить на потом не возникает.
Всё очень аккуратно, уместно, своевременно и ничего лишнего нет.
Я даже порадовалась по факту – наконец-то заметна работа редакторов, потому что никаких глупостей, никаких несуразиц. И даже если по тексту возникает желание настучать персонажам по кумполу, это происходит не потому что Автор продавливает сюжет и поэтому старательно «не замечает» каких-то важных элементов, но потому что это логично следует из характера героя.
86. Винд-Хансен Брайан, Винд-Хансен Санне «Страшные сказки Андерсена» 6/10
Очень средненький триллер оформленный в традиционно скандинавском стиле:
показать
жесткачные убийства девочек, которые соответствуют логике той или иной сказки Андерсена, расследование, которое вихляет туда-сюда, психопат с детской травмой и довольно неубедительной мотивацией, психолог с ворохом собственных тараканов.
Не знаю, про какой «сериал» написано в аннотации (на Лайвлибе), вся серия – пара случаев, так что книга не сильно велика. Безумно раздражало количество заигрываний с читателями. Не люблю, когда автор осознанно пускает читателя по ложном следу, закидывая его мусорной информацией.
Такое.
87. Джоан Роулинг «Случайная вакансия» 10/10
Современная литература – самая настоящая)
показать
Это очень хорошо, очень грамотно и очень аккуратно написанная книга. История про жизнь небольшого провинциального городка, в котором внезапно умирает член местного совета, и чья вакансия внезапно освобождается. И вот в атмосфере грядущих довыборов разворачивается нехитрое действо. Мало-помалу, весь этот благолепный городок превращается в банку с пауками, а каждый, даже самый юный его горожанин – тем самым пауком, который готов пускать паутину, плеваться ядом, разрушать, и которого не особо и жалко.
Джоан Роулинг медленно и последовательно распутывает ниточки, приоткрывает дверцы и скелеты выплывают плавно из шкафов, показывая тухлость мелкобуржуазного общества, закостеневшего в своей «благополучности». Спектр проблематики - самый широкий: социальные низы, наркомания, расслоение общества, насилие (тут его сколько угодно, и каждый его проблеск, кроме самых вопиющих, такой, как он бывает в жизни: вроде бы "ничего эдакого", сплошная бытовуха, и тем страшнее ситуация в тех семьях, где это есть), мошенничество и уголовщина, элитизм...
Если говорить про аналогии, эта книга мне напомнила «Среди овец и козлищ» Джоанны Кэннон, потому что в «Случайной вакансии» так же есть мир детей (правда, в сравнении с «овцами» дети тут постарше) и мир взрослых, и эти миры не только соприкасаются, но и активно влияют друг на друга, а события в одном кругами по воде разносятся и в другом. «Овцы» по-детски исполнены светом. «Случайная вакансия» - нет. Это настолько реализм, что иногда становится тошно.
Читая, я всей собой ощущала, как Джоан Роулинг хотела написать просто книгу, которая про людей, которая про наболевшее. Такой формат Тартт или Франзена. И, наверное, именно сейчас, читая «Вакансию», я поняла, что Роулинг не просто писательница, она – литератор, и литература – для нее и средство выражения, и предмет изучения. Потому что книга не только написана по канонам классических произведений, но и каждый персонаж прекрасно объёмен, на своём месте, у каждого своя задача и своя роль и никто и этой роли не вывалился. Очень аккуратная история, очень.
Роулинг будто бы без особых усилий раскрывает глубины человеческой сущности, которая чаще всего малоприятна, а иногда и тухла, и основными мотиваторами являются страх и боль. Автор очень плавно, но очень последовательно подводит к катарсису, который неизбежен, и оставляет каждого с тем, что заслужил.
Я не знаю, почему я думала, что это – приключения или детектив. Видимо, потому что аннотация более, чем динамична.
На деле большую часть времени ничего не происходит: жизнь городка тянется своим чередом и Роулинг водит за руку читателя от дома к дому, чтобы сначала просто познакомить с теми, с кем придется иметь дело, а потом и углубить это знакомство. И я недоумевала, ожидая, когда же начнется действие. А ничего ждать не надо. Действие уже началось – с первых минут. И плавно, без надрыва, без вотэтоповоротов несет читателя по течению.
Это, на самом деле, как написано в аннотации, «первая книга Джоан Роулинг для взрослых». Так и есть.
88. Джулия Корбин «Не доверяй мне секреты» 6/10
Если эту книгу попробовать пересказать кому-нибудь, опустив при пересказе всё мелкое, ненужное и невнятное, этот «кто-нибудь» мог бы подумать, что «Не доверяй» - увлекательный психологический триллер.
показать
К сожалению, это не так, и идея была начисто загублена автором. Потому что и задумка хороша (ну, или не так плоха, и уж точно вписывается в жанр), и развитие истории в двух временных линиях выдержано, и интрига, и твисты - всё продумано было неплохо.
Но совершенно картонные персонажи и чудовищные диалоги (просто жуть) напрочь угромыхали всё то положительное, что тут есть.
Мотивация антагониста – неубедительна и высосана из пальца, протагонист уныл до непристойности. И хотя я знаю людей, которые долгие годы после травмирующего события страдают страдашками, а вместо того, чтобы пойти лечить свою травму, старательно расчесывают и теребонькают болячку, но в литературном произведении подобное имеет право на существование только при достаточно стройном характере чесунчика. Если теребонька, то теребонька идеологическая! Тут же все персонажи неприятны своей алогичностью.
Поэтому на месте интересной книги есть невнятное мяуканье на 300+ страниц, что шепчет о том, что надо очень стараться не только детали продумывать (это у автора получилось норм), а смотреть на живых людей, слушать живых людей, замечать, как они говорят и много-много писать. Иначе получается манная каша вместо текста.
89. Андреас Грубер «Смерть с уведомлением» (Мартен С. Снейдер-1) 10/10
Отличный детектив-триллер.
показать
Да, есть недочеты, повторы, шероховатости и пара мест, в которых автор «подзабыл», как что-то было сказано ранее. Но тут больше привет редакторам – могли бы и отловить тараканов. Но в целом – очень хорошо.
Есть колоритный спецагент (весь такой бунтарь, на травяной тяге), есть помощница (и несмотря на то, что Мартен С.Снейдер заполняет собой всё пространство, ей удаётся занять свою нишу), есть халтурная психологиня, которая вредит осознанно и не очень, есть маньяк-убийца, для каждой книги припасён свой, особенный.
В «Смерти с уведомлением» убийства развиваются в соответствии с книжными детскими историями, которые сами по себе жутки и кровавы – такие, ужастики в духе «народных присказок».
Кроме того, сюжет построен по принципу «пэчворка», поэтому читатель оказывается посреди нескольких сюжетных линий, которые еще и во времени не линейны, так что скучать не придётся.
В истории хватает мест, которых могло бы и быть, но Андреас Грубер очень умело выдерживает интригу и до последнего напряжение не провисает. Так что молодец.
Было интересно.
90. Андреас Грубер «Смертный приговор» (Мартен С. Снейдер-2) 10/10
Очень достойное продолжение, очень.
показать
И это детектив, в котором хорошо просто всё. Мартен С.Снейдер продолжает быть ярким сукиным сыном (до Доктора Хауса не дотягивает, но ничего, ничего), Сабина Немез по протекции Снейдера оказывается в элитной полицейской академии и там ей не очень-то и рады. А тут еще и разное наваливается. В Вене объявляется девочка с «Божественной комедией», вытатуированной на спине, пропавшая год назад после смерти матери (не всё так очевидно), в Мюнхене – своих дел по горло, совершенно разных, совершенных разными людьми, но с которыми тоже не всё очевидно.
А дальше начинается расследование: интересное, увлекательное и многослойное. Люблю такие историй, когда повествование не линейно, когда есть пространство для манёвра, а с чем у Андреаса Грубера хорошо, так это с пространством. Вторая книга в серии у него получилась с размахом. И не только шириной ареала, но еще и во времени и событийно. Тут и хитроумные планы, и многоходовки, и прокурорские расследования, и множество второстепенных криминальных истории, и высокопоставленные преступники, и воэтоповороты.
Отдельно хорошо, что в каждой книге автор исследует какую-то тему. И тема этой книги – месть. Поэтому мести уделяется достаточно внимания и она, по сути, отдельный, очень важный персонаж.
А касательно названия серии, было бы уместнее назвать её «Мартен и Сабина».
91. Андреас Грубер «Сказка о смерти» (Мартен С. Снейдер-3) 10/10
Третья книга в серии и снова очень хорошо.
показать
Настолько хорошо, что любые попытки рассказать, о чём книга, столкнуться с неизбежными спойлерами, а они в данному конкретном случае недопустимы.
Энергично, захватывающе. Многослойный остросюжетный детектив, в котором на начало повествования читатель оказывается перед элегантной паутиной из множества нитей, которые непременно в финале сольются в центральный катарсис. Твисты и вотэтоповороты, непременное сочувствие персонажам, даже несмотря на то, что они творят по ходу несусветные глупости – это очень хорошо характеризует автора. Интриги и тайны прошлого, очень много стреляющих ружей.
Если зашли первые две книги серии и полюбился этот странный тип – Мартен С.Снейдер - третья часть тоже зайдет на ура.
https://a.imgfoto.host/2024...
[Print]
i-lightning