1. Патриция Вентворт «Часы пробили полночь» 8/10
Неплохой детектив. Он полюбится тем, кому близка и приятна Агата Кристи.
показать
Ибо «Часы» - и идеей, и композицией очень похожи на «Испытание невиновностью» (оно же «Горе невинным), а миссис Силвер – это типичная мисс Марпл. И тот редкий и приятный случай, когда не приходится говорить о плагиате (ну, во всяком случае, это не госпожа Вентворт тот человек, который тиснул идею и образ – мисс Марпл явилась миру позже мисс Силвер, а «Горе невинным» написано почти на 10 лет позже «Часов»). Разве что распиарена Партиция крепко меньше, чем её более удачная последовательница.
Мне было очень приятно читать. Интрига интересна, персонажи тоже, расследование шло своим чередом. Возможно, развязка (как и прочие любовно-отношенческие линии) предсказуемы. Но тем не менее, повествование велось в рамках «классического детектива».
Единственный, даже не минус, а такой культурологический момент – это тема войны. У людей наступил 1943 год. И основная пичалька их в том, что чулочки недостаточно тонки и сахару не так, чтобы вдоволь. Но тут просто надо помнить, что у нас с этими людьми война была разной
.
2. Алан Глинн «Области тьмы» 2/10
Тот случай, когда книгу не стоит читать. Вот, в принципе не стоит. Это типичная контркультура, завернутая в фантик (очень условный фантик) фантастики.
показать
Тема препаратов, расширяющих сознание, не нова и нужно было воистину расстараться, чтобы выдать что-то эдакое. Но ни в фантастической составляющей, ни в чем-то другом автор ничего нового не придумал.
Так что, если развернуть фантик, получится вольное следование заветам Ирвина Уэлша.
Это скучно, затянуто, вторично и просто плохо.
Идея «принять колесико и из унылой фекалии прекратиться в мега-финансиста, но за все надо платить» - слишком банальна, чтобы тратить на нее время именно в этом случае.
3. Джен Берк «Посланник» 6/10
Очень забавная книга. Хотела сравнить ее с «вдохнуть запах кофейных зерен в процессе выбора парфюма» или «пожевать кусок имбиря между ломтиками сырой рыбы», но поняла, что и имбирь, и – тем более – кофейные зерна в разы цельнее и насыщеннее, чем эта книга.
Причем, я не могу сказать, что она плохая. Или могу?
показать
Персонажи картонны и функциональны. Можно с ходу назвать миллион похожих. Диалоги чудовищны и они, на самом деле, плохи – будто второклассник пишет об отношениях взрослых людей. Реплики недостоверны и напыщенны.
Сам сюжет развивается предсказуемо и даже концовка очевидна. Детали, которые могут показаться занятными, уже где-то то были, где-то встречались.
А над всем веет душок старины. Вот, как если бы Мэри Шелли пыталась написать про Лос-Анджелес 21 века. Будто автору на самом деле лет 200, потому что и ужас ужасный выглядит комично, а не страшно, и мистика такая… няшная. Привидения и кладбищенские собачки – милота невероятна. Романтика тоже бабушкина. Чтобы ни-ни. И хотя в тексте проскальзывает то, что можно назвать «срамным», но и оно попахивает ситуацией, в которой бабуля пытается соответствовать внукам и доказать, что она - не пыль веков, а ух!
Книга не плоха, но она, такое впечатление, вывалилась из другой эпохи.
Вот, будь она написана в 1809 году – вообще шедевр был бы. Но в 2009 она вызывает недоумение и улыбку.
4. Селеста Инг «И повсюду тлеют пожары» 10/10
Я осталась в полном восторге (и малость придавлена) от первой книги Селесты Инг «Все, чего я не сказала», поэтому к чтению «Пожаров» приступала с настороженностью. Авторы умеет после громкого вступления делать пшик.
Но – нет.
Вторая книга настолько же тяжелая и щемящая, как и первая.
показать
Это отличный пример социальной прозы, которая поднимает самые сложные, тяжелые и неоднозначные вопросы, которые вертятся вокруг очень прикладных проблем, и потому не только касаются почти каждого, но еще и не имеют каких-то единственно верных решений.
Это тяжелая книга. Но она стоит того, чтобы быть прочитанной.
Селеста Инг продолжает изучать проблему материнства во всем ее многообразии и матерей тут – совершенно разных – в достатке. Биологические матери, суррогатные, приемные… Матери, которые бросают своих детей. Женщины, которые больше всего на свете хотят быть матерями. Матери, которые стараются понять, и матери, которые оберегают. И все они хотят лучшего для своих детей. И это лучшее преломляется сквозь призму личного опыта и ценностей матери, как проводника в светлое будущее.
Это книга о том, что такое дети для нас. И что мы передаем им.
Это книга о женщинах и о девочках. О тех, которые в 16 лет могут быть мудрее, чем возрастные дамы. О тех, которые в 15 лет могут быть глубже, тоньше и интереснее, чем возрастные дамы. Ну, и о тех, которые беременеют в 16 лет, делая очень непростой выбор и принимая непростые решения после.
Наверное, я бы хотела, чтобы Селеста Инг продержала интригу и как-то иначе композиционно построила свою книгу – чтобы до конца не знать, чем же все закончится. Но в этой книге слишком много поднято вопросов и очень много тяжелых тем, и другие интриги будут выдержаны, как добротное дорогое вино. Так что я понимаю, почему одну из них, автор предпочла сделать полупрозрачной – благо внутри нее очень, очень много нюансов, так что читать мне было не скучно. Опять же, это книга не детектив, скорее одна из тех, которые надо читать в старших классах школы и потом обсуждать-обговаривать на уроках обществоведения.
5. Марк Леви «Опрокинутый горизонт» 7/10
Милая любовная история, упакованная в псевдонаучную оборочку, чтобы получилось как будто бы фантастическое повествование. Но в книге так мало научно-фантастического и так много любовного, что у меня просто рука не поднимается причислить эту книгу к чему-либо, кроме любовного))))
показать
Впрочем, очень приятным языком написана эта очень приятная, легкая, местами даже щемящая история. Это – уровень Джоджо Мойес и Сары Джио. И если хочется приятно отдохнуть с книжкой-печенькой, особо не погружаясь и не напрягая сознание, то это как раз вариант. Книжка для летнего отдыха.
6. Фредерик Бакман «Вторая жизнь Уве» 11/10
Если бы я в этом году кроме этой книги больше ничего не прочитала, мне бы было достаточно. Это – книга-катарсис.
Это невыносимо прекрасная, светлая и чистая книга, и Бакман воистину невероятен. Совершенно простыми и обыденными вещами он выворачивает душу наизнанку.
показать
Я с великим трудом начинала ее читать. Глядя на обложку, которую не спасает даже котик, мне было скучно. Мозгом я понимала, что это же Бакман, который написал «Бабушку», но история про старого пердуна… Фу унылость-то какая.
Но я все же начала читать – это же Бакман и именно Уве восхищались люди, чьим литературным вкусам я доверяю. Первые три главы я продиралась и пыталась не бросить. Короткие рубленные предложения, скупой язык – не люблю такое. Но язык – просто ничто по сравнению с главным героем. Его только что вышибли на пенсию, он из тех людей, которые исходят ядом и злобой ко всему сущему, не приведи господь сделать при нем что-то против правил – сгнобит. Он не приемлет прогресс, он малоприятный бирюк. Просто фу, а не главный герой.
Но это же Бакман!
И я начала читать 4-ю главу. А потом обнаружила себя смеющейся в 3 часа ночи, и уже через три минуты рыдающей в сопли. Это невероятная книга!
Она захватывает и протаскивает сквозь мясорубку, оставляя на выходе лишь чистый листок. И закрыв последнюю страницу, прорыдавшись в сопли, я чувствовала, как внутри меня будто кто-то расчистил огромный пласт. Именно это – чистота и свет – так ценны в Бакмане.
Рубленными, некрасивыми фразами он не просто рассказывает невероятную историю, полную боли, утрат и бесконечной любви, он не просто подхватывает читателя, который морщится от вот этого вот мерзкого старикашки (хотя, какой он старикашка – 59 лет всего!) и заставляет натурально любить своего героя, но он открывает внутри каждого читателя портал в Доброту. Это не просто история человека «с большим сердцем», хотя так оно и есть. Это то правильная, тонкая и гармоничная настройка души. Настройка, при которой не используются дешевые приемы эмоциональной выжимки, хотя все формальные признаки таковой соблюдены. Разница – именно в том, что читатель не чувствует себя по факту использованным ради каких-то целей автора.
Эта книга – одна из лучших, что я читала когда-либо.
А перед переводчиком просто снимаю шляпу. Перевод – просто шедевр.
7. Стив Берри «Александрийское звено» 3/10 (3 - исключительно за идею)
Не надо это читать.
показать
Ну, т.е. эту книгу можно было изложить на 10 страницах без потери смыслов. Но 450 страниц???
Это очень сильно размазанная манная каша, в которой люди будут бесконечно перемещаться из пунка А в пункт Б, вести сомнительной ценности разговоры и всячески раздражать читателя.
Я люблю называть Роллинса «Дэном Брауном для бедных». Так вот, по сравнению с Берри, Роллинс – шедевр.
8. Филлис Дороти Джеймс «Лицо ее закройте» (Инспектор Адам Дэлглиш-1)
5/10
Когда-то я читала «Тайну Найтингейла» и мне очень понравилась олдскульность и камерность повествования. Решила попробовать серию с начала.
показать
Книга написана в 1964 году. И дата мне была интересна не только с точки зрения олдскульности и классичности, но еще и потому, что она местами не очень, а местами очень сильно (буквально до диалогов) напомнила мне книгу Патриции Вентворт «Когда часы пробьют двенадцать».
Так что Филлис явно вдохновлялась прочитанным. Не очень хорошо для дебюта, но это уже пусть остается на совести автора.
Сама по себе история очень мила и незамысловата. Убийство, круг подозреваемых, опрос и умственная деятельность – никакого триллера, никаких внезапностей. Все очень логично, хотя и простовато.
Наверное, спустя полвека с хвостиком, история слишком проста – чрезмерно. Но она подпадает под классификацию «старого доброго детектива».
9. Филлис Дороти Джеймс «Изощренное убийство» (Инспектор Адам Дэлглиш-2)
5/10
Эта история чуть лучше, чем дебют. И она продолжает оставаться «классической английской детективной прозой». Но если кто-то (как я) хочет увидеть там изощренное убийство, то – увы – его там не найдет. Все снова очень просто, очевидно, прямолинейно.
показать
Откровенные минусы – это то, что умствования инспектора и разгадка лежат вообще в разных плоскостях. Не очень я понимаю, за что Адама считают таким уж хорошим следователем. Надеюсь, как поэт он получше))))
Самая очевидная версия – самая правильная, да.
Детектив, как детектив – на троечку.
История стала чуть лучше, по отношению к первой части только за счет занятного антуража (автор начала играться с местами).
Но до «королевы детектива» очень и очень далеко.
10. Сара Джио «Последняя камелия» 5/10
Первые три книги автора мне понравились. Мило, непритязательно, но мило. Как раз такие книги, чтобы отдохнуть между чем-то тяжеловесным. Но сначала мне попалось пустое «Утреннее сияние», а теперь вот «Камелия».
показать
Вывод напрашивается сам. Автор поставила книги на поток – сюжет не отличается практически, разнятся лишь детали.
Вроде бы милая история, и как раз из тех, что я люблю – две временные линии, которые пересекаются, тайны, чувства – интересно же!
Но – нет. Не интересно. Тайны во многом оказались пшиком и не оригинальны, но проблема даже не в этом.
Книга пошлая. Не в смысле «похабная», а пошлая в своей вторичности, штампованности, предсказуемости. От диалогов, от высокопарных, вымученных фраз меня передергивало. Только желание получить один из ответов мешало бросить.
Наверное, это могло бы стать заделом для неплохой книженции. Но общая убогость убила всю ценность.
11. Джош Малерман «Птичий короб» 10/10
Постапокалиптика в её лучшем проявлении. Прекрасна книге не только тем, что весь ужас и безысходность показана от и до, но еще и тем, что в ней очень много сопутствующих смыслов.
показать
Местами, книга воистину гениальна.
Что будет, если людям придется отказаться от зрения, как возможности ориентироваться в пространстве, а каждый взгляд может стать смертельным.
Или что будет, если человеку в самый разгар личного (беременность и гибель родных) и социального апокалипсиса придется не просто делать то, что этот человек в иных условиях не стал бы делать никогда, но вообще стать – другим. Другие ценности, другие стремления, все другое. Люди – другие.
Что будет, если в совершенно разношерстную компанию случайно собравшихся, но как-то ужившихся друг с другом, людей попадет еще более случайный элемент.
Как выращивать детей в мире слепоты. Притом, что они никогда не знали иного существования.
Это очень хорошая книга.
Отдельно прекрасна тем, что повествование ведется в двух временных линиях, поэтому тут реализован тот самый прием, который, наверняка, как-то научно называется, я же его называю «все еще живы». Мы знаем, чем все закончилось (ну, условно, не полностью, ибо события, происходящие в «нашем» времени тоже предполагают и развитие, и какой-то результат, изначально не ведомый), и можно предположить, что случилось. И вот читать, постоянно ожидая подтверждений или опровержений собственных догадок, очень интересно и очень остро.
Еще большим плюсом есть то, что книга метафорична и значительно глубже, чем она представляется на первый взгляд. И то, что весь мир – это птичий короб, и слепота, которая бывает даже без необходимости носить плотные повязки.
Очень хорошо.
Книги месяца:
Селеста Инг «И повсюду тлеют пожары»
Фредерик Бакман «Вторая жизнь Уве»
Джош Малерман «Птичий короб»
Джо Байден помиловал своего...
[Print]
Darth Kenoby