Очень хорошая книга, которую я вряд ли кому-то посоветую))))
Наверное, потому что советовать классику – это какой-то лютый попс. В школе читают классику классическую, извращая любовь к литературе и поворачивая ручку на минимум. Классику современную поэтому, по моему мнению, надо читать только, если она сама в руки попала, и для нее наступило время.
Так и с Франзеном.
показать
Он – несомненный классик, не только потому что его «Безгрешность» всеми ногами застряла в классике (и, наверное, это тренд такой, западным писателям по уши увошкиваться в Достоевстком, ничуть не стесняясь этого. Я понимаю, почему Франзена сравнивают с Тартт – и слог строен, и опоры на русскую литературу крепкие, разве что Франзен сделал еще ставку еще и на Диккенса), но еще и потому что круг вопросов, которые писатель пытается так или иначе повертеть в руках, обширен и широк. Это прекрасный образец той литературы, которую надо разбирать на уроках словесности и всяких социальных исследований, потому что она прекрасно отражает и время, и эпоху, и атмосферу, и нравы, и человеческие отношения.
Собственно, тем оно и ценно.
Это очень зрелая проза, которая абсолютно внешне не захватывающа и не динамична. Тут нет погонь и перестрелок, тут нет остросюжетности, тут нет загадок. Даже убийство (оно есть!) совершено по понятным причинам, и по понятным же причинам вокруг него крутится вся та самая достоевщина. Но эта книга невероятно динамична внутренне. Столько «вотэтопоборотов» богатого внутреннего мира на единицу повествования – просто ух!
История о девушке – Безгрешности, которая ищет своего отца. Это – семейная сага, в которой у каждого члена семьи есть своя история, свои тайны и свои причины их скрывать. В этой истории нет случайных героев и каждый из встреченных Пип-Пьюрити людей так или иначе, играет очень значительную роль в её жизни.
Эта история приправлена политикой и историей, компьютерными технологиями и
всякими ассанджами – ровно в той мере, чтобы каждый из элементов отражал реальность, создавая правильный фон.
Мне странно, что перевели книгу как «Безгрешность», потому что по смыслу и по логике происходящего «Чистота» была бы гармоничнее. Это книга о чистоте. Которая сидит внутри нас, так или иначе размежевывая на «чистых» и «не чистых»: тех, кто следует за зовом сердца, и тех, кто к нему глух. Эта книга о тех людях, которые позволяют себе испачкаться в грязи, и тех, кто находит в себе силы отмыться. Это история о том, могут ли люди позволить себе потерять безгрешность, чистоту и что за этим следует.
Чистота стала основным мерилом истории. И девушка Пип – Пьюрити – Безгрешность в своем несколько аутичном восприятии мира (ровно настолько аутичном, чтобы быть эмоционально обнаженной, невероятно искренней) – просто идеальная героиня).
Я понимаю, почему эта книга может не понравиться. Не только потому, что извращений внутри – на любой вкус, а местами даже чересчур, но эта книга подразумевает наличие опыта. Наверное, не отзывайся она во мне жизненным опытом, не проживай я похожие ситуации (добуквенно!), я бы сказала про скуку.
Но – нет. Эта книга не скучна, как не скучна жизнь в принципе. Она из тех, к которым надо быть готовым.
А Франзен стал одним из моих любимых писателей.
Джо Байден помиловал своего...
[Print]
Darth Kenoby