23. Кэтрин Бэннер «Дом на краю ночи» 5/10
Я не очень люблю семейные саги.
В основном потому, что читать о нескольких поколениях одной посторонней мне семьи или же о событиях длиною в жизнь отдельного незнакомого мне человека – скучно. Иногда автор настолько талантлив, что незнакомый человек превращается в знакомого и ситуация меняется – я втягиваюсь и получаю удовольствие. Обычно в этих же случаях помимо жизнеописания присутствует нечто иное, что дополняет реальность, делая её осязаемой, а каждый – даже самый третьестепенный – персонаж становится почти соседом.
Еще я очень спокойно отношусь к Италии. Просто потому что юг, оливки, солнце, ветер меня оставляют равнодушной.
Но у меня была в анамнезе прекраснейшая и невероятная Элена Ферранте! Которая захватила и увлекла в невероятное путешествие. И Италия стала чем-то восхитительно теплым, удивительно интересным и захватывающе прекрасным.
И я все же решила «почему бы и нет».
Но – нет.
Кэтрин Бэннер не итальянка. Она очень старалась передать атмосферу и дух, и описания местами – лучшее, что есть в этой книге. Но это примерно так же, как если бы историю про широкую российскую душу написал британец. Или немец. Или француз.
Не увлекло.
Но и это не главное.
Автор постаралась не иначе, как для увлекательности, насовать в книгу просто все, до чего дотянулась: войны и мифы, подкидыши и законнорожденные, измены и предательство, политику, инвалидов, ЛГБТ – сложно сказать, чего в этой книге нет.
Но и это не спасло.
Я не знаю, как ей удалось, но даже этот задорный винегрет из всего на свете был невероятно скучным. Как учебник истории. Или социологии.
Я мучила и мучила эту историю, но внутренняя динамика в ней – как у снулой рыбы. Почти на нуле. Только силой читательского воображения можно осилить.
Но, бох с ним, с интересностью (хотя, важный же критерий!). В этой книге очень много персонажей, как и положено иметь саге. Но едва ли парочка из них хоть как-то интересны. Основная масса – это переставляемые картонки с сомнительной логикой. И от каждого ощущение «я уже это где-то видела».
Вторичность – вот основная проблема. Все это было, было уже и нужно иметь свежий взгляд на вещи, чтобы в старые и давно знакомые сюжеты-характеры вдохнуть новую жизнь. А свежести не завезли.
Неурожай, бывает.
Думаю, прочитай я эту книгу лет на 20-30 раньше, на заре читательского стажа, мои впечатления были бы иными – все было бы не так затасканно. А сейчас мне было банально скучно.
24. Тана Френч «Ночь длиною в жизнь» (Дублинский отдел по расследованию убийств-3)
10/10
Я была мало впечатлена первыми двумя детективами Таны Френч:
в «Лесной чаще» мне было теснО в рамках предложенных отношений внутри следовательской группы, «Мертвые возвращаются» стали практически полной калькой с книги «Тайная история» Донны Тартт, что, несмотря на общую «неплохость» стало для меня обесценивающим фактором. Но потом я пропустила третий детектив в серии и была совершенно чудесная «Рассветная бухта» - цельная и ужасная в своей трагедии.
Поэтому, перед пятой вернулась за третьей)
И что? И это снова очень и очень хорошо. Я искренне рада, что у Таны Френч получилось вырваться из порочного круга «вдохновлений и наследований» и от её произведений больше не пахнет вторичностью. Они могут быть в чем-то несовершенны и к ним в каких-то местах могут возникать вопросы, но они цельные, они – настоящие.
Да, это не совсем детективы. Несмотря на то, что трупы имеются. Это – социальные драмы с трагичным концом, которые детективную линию имеют только в качестве движущей силы. Иначе преступления так бы и остались не раскрытыми в виде скелетов в шкафах.
Две линии: в прошлом и настоящем, одна ночь, которая для многих крепко изменила жизнь, а для кого-то навсегда её оборвала. И множество выборов. Как люди приходят из точки А в точку Б, как они выбирают оставаться или уйти, убить или не убить, что там – внутри каждого. А внутри демоны. Просто кто-то имеет достаточно сил, чтобы соорудить этим демонам клетки, а кто-то выгуливает их на свободе.
К книгам Таны Френч нельзя подходить с точки зрения триллеров – динамика там весьма условна. Но это очень хорошие психологические романы.
25. Тана Френч «Тайное место» (Дублинский отдел по расследованию убийств - 5)
10/10
Это сильнейшая книга в серии и лучшее, что я прочитала в марте.
Элитная закрытая школа для девочек (уже прекрасно), найденный на газоне труп мальчика, убийца назначен, но правосудие стухло и виновный не найден. Жизнь продолжается и прошел год. И вот, в «Тайном месте», в котором девчонки публикуют свои «секреты» появляется фотография мальчишки с надписью «Я знаю, кто его убил». Следователи вернулись в школу и понеслось.
Это удивительный, прекрасный и очень глубокий роман. Не только социальный детектив, но прежде всего «роман взросления».
И как роман взросления «Тайное место» воистину гениально.
Взрослый читатель, у кого все эти последние классы школы остались далеко за спиной, может лишь покачать головой «Да, все это мы уже проходили». Но и в этом случае он просто не может не вернуться в то время, чтобы почувствовать запахи ночного леса, вкус столовской еды, остроту обид и разочарований. И не просто вспомнить, но взять в руку и катать в пальцах те первые – невероятно яркие и абсолютно щемящие – драгоценные бусины опыта, перебирая воспоминания (уже собственные) как четки. Это – книга_та_еще_машина_времени.
Эта пронзительность чувств, это первое прикосновение к такому большому, странному и страшному миру, этот дивный эзотерический опыт, эти эмоции, это – все! Всё, что составляет этот безумный подростковый возраст, когда тебе уже не 12 лет, и ты – почти взрослый, и приходится решать задачи несколькими уровнями выше, только потому, что задел был именно на это.
И вся нелепость, несуразность и удивительная подоплека случившейся трагедии – это невероятно прекрасное и ужасное позволение прикоснуться к нему – странному миру уже не детей, но еще не взрослых, окутанных условностями и правилами. Это мир духов и духа, мир своих ценностей и собственной морали, сформированной в определенных условиях и в определенном месте.
Это невероятная очень честная история о дружбе и братстве (ну, скорее сестринстве), о мальчишках и девчонках, о ценностях и многом-многом другом, что составляет «Тайное место» взросления.
Это – прекрасно.
Отдельно прекрасны те отношения (то взаимодействие и та техничность), с которой напарники-следователи вели дело и проводили допросы. Когда в дело вступил старший полицейский – это было совсем уж роскошное вливание. Я читала, замерев от восторга.
Апплодисменты.
26. Джоанн Харрис «Шоколад» 10/10
Очень хорошо, даже чудесно)))
Магический реализм в своем классическом воплощении. Дивная сказка, пропитанная сладким запахом шоколада – атмосферности Джоанн Харрис не занимать.
Священник, спрятавшийся в коконе условностей и сгорающий на костре своей внутренней инквизиции; цыгане, свободолюбивые и пестрые; необыкновенная женщина, которая появляется в городке, когда меняется ветер – такая Мэри Поппинс от кулинарии; девочка с лучшим другом – тульпой. И много-много разных людей, каждый со своей историей, со своей судьбой, со своими сложностями, своими выборами.
Это история о внутренних силах, которые помогают менять жизнь, менять себя. Это история о предназначении.
Это история о том, что лучше умереть с достоинством, чем жить в лишениях.
Это история много о чем и прекрасность её в том, что каждый может выбрать – о чем она.
27. Дэвид Балдаччи «Последняя миля» (Амос Декер-2)
7/10
Несмотря на то, что детектив очень даже неплох, а местами очень даже отросюжетен и интересен, но основной недочет первой части никуда не делся и, видимо, это не вывих, а «особенность авторской походки».
Интересная завязка, задорное развитие сюжета, прекрасное расследование – как и положено нормальному расследованию, со своими взлетами и провалами, со своим тупняком и внезапными озарениями – все весьма неплохо.
Но, как по мне, масштаб интриги снова не соответствует тому садовнику, который убийца.
Вот, вроде накручено логично и да, почему бы и нет – так все и бывает, особенно, когда безнаказанность царит и процветает. Но все равно ощущение «бульк» на том месте, где должен быть «бабах».
Впрочем, неплохо.
28. Сара Джио «Лунная тропа» 7/10
«Утреннее сияние» и «Последняя камелия» мне не зашли, и к «Лунной тропе» я приступала с опасением и не ожидая ничего хорошего. Но я люблю жевать такие истории – как перекус между детективами или чем-то потяжелее.
И – внезапно – это оказалась на удивление нежная, чистая и очень милая история.
Она, несомненно, чуть более наивна и простовата, она выезжает за счет тех детских историй, на которые идут постоянные отсылки, но глубинно, она имеет очень правильные посылы. О том, что на самом деле ценно, и том, за что на самом деле нужно бороться.
Это история про выборы, про любовь и про прощение. А простецкая форма и подача тут скорее выступают тем большим и уютным пледом, в который Сара Джио заворачивает читателя.
А бонусом я открыла для себя чудесную писательницу, с которой как-то не довелось столкнуться раньше. «Goodnight Moon» by Margaret Wise Brown – это шедевр)))
29. Чарльз Маклин «Страж»
Это книга, которая при достаточно интересной завязке, интересной внутренней динамике и любимых мною тем психиатрии и реаинкарнаций, оставила меня не просто равнодушной, но с премерзким послевкусием.
И желание автора показать, насколько призрачна граница между шизофренией и психопатией и – например – ролью Избранного, весьма сомнительно в качестве основной идеи.
Ибо только читатель выбирает, что же он там увидит в тексте, ибо финал открытый и ответов нет. Смещение точек и акцентов внутрь читателя - нууу, такое.
«Все очень неоднозначно… на ситуацию можно смотреть с разных сторон… Ответы не очевидны…» - это все «прекрасно».
И эта игра с читателем, такое вот «я погружу тебя», а дальше ты уж как-то сам – это банальная нечистоплотность.
Именно так действуют коновалы от психотерапии, именно так поступил автор.
Фу таким быть.
Не рекомендую никому и без оценки.
30. Джон Вердон «Не буди дьявола» (Дейв Гурни-3)
8/10
Очень люблю Вердона.
Его детективы далеки от понятия «классические», но есть в них то, что неизменно привлекает меня, как читателя, а именно: погружение в мыслительный процесс. Когда автор позволяет не просто участвовать в расследовании и пытаться самостоятельно вычислить «садовника», но еще и подключиться к мозговой деятельности детектива – это воистину волшебно.
Да, иногда это нудновато, потому что половину размышлений занимают, как и у любого другого человека, мысли о семье и сущности бытия. Но все равно эта включенность бесценна.
Ну, и сам по себе детектив затейлив и очень, очень неплох.
Отдельно прекрасно то, как снимаются разнообразные телешоу.
31. Ник Горькавый «Астровитянка. Космический Маугли» 8/10
32. Ник Горькавый «Астровитянка. Уравнение будущего» 8/10
Внебрачный ребенок Роулинг и Булычева. Немного Карда в нагрузку в качестве друга семьи. И все они читали на ночь друг другу «Рыцаря Ордена»))))))
На деле это прекрасный, как рассвет, young adult в научно-техническом антураже.
Мне было очень интересно, а на моменте «урока с бабочкой» я влюбилась в эту историю, тем более, что все книги – и про Поттера, и про Алису Булычову, и Рыца с Эндером я люблю нежно.
Это прекрасная история с крепкой и очень увлекательной матчастью. Она просто создана для того, чтобы увлекать, вести за собой и непременно создавать фандомы.
Для меня после первой части остались пара «но».
Первое – ну… такое.
Мне была откровенно неприятна наложенная идея про «Школу Хогвардс». И вовсе не потому, что это – плагиат. Автор попытался логическим образом обыграть слизанное ... ээээ… все. Школу, шляпу, факультеты, аристократию, нищебродов, запретный лес, то есть, туннели и прочее. Но печаль не в антураже, а в том, что форма обязывает. И уводя за собой по пути, проторенном Роулинг, уже форма определяла развитие сюжета и можно было сказать, что произойдет и чем закончится.
Предсказуемость – вот, что плохо. И я даже понимаю, что Автор, имея богатейшую матчасть под рукой, желание и возможность её донести до читателей, хотел охватить максимально возможную аудиторию, поэтому использовал именно эту канву. Но…
Во второй части Автор попытался спрыгнуть с иглы ДжРо и местами это получилось неплохо. Но тут возникло втрое «но». Текст стал рассыпаться на части. И это уже к соавторству и стилистике: попадались куски невероятно прекрасные, попадались корявые и будто написанные компьютером. Особенно выразительно эти качели качаются в части пубертатного созревания и всех этих чувств-отношений. Там еще и психология героев страна местами невероятно.
Но мне очень понравилась история в качестве популяризации науки (Автор буквально шпарит по учебникам для 9-го класса. Особенно в части генетики и прочей физики)))))) Ну, и в общем задорно, чоуш.
Книги месяца:
Тана Френч «Ночь длиною в жизнь»
Тана Френч «Тайное место»
Джо Байден помиловал своего...
[Print]
Darth Kenoby