История One World Trade Center началась 11 сентября 2001 года, когда два захваченных пассажирских самолета врезались в башни Всемирного торгового центра (ВТЦ), и в 9.59 утра – Южная, а в 10.28 – Северная, башни ВТЦ обрушились, погребя под собой 2977 человек.
Сама история ВТЦ, и не только постройки, а скорее последних месяцев жизни – не менее интересна и даже больше – увлекательна, ибо навевает.
После обвала биржи в 1987 году в Нью-Йорке в финансовой сфере происходил небольшой привычный трындец, поэтому многие помещения в ВТЦ пустовали. Но и без трындеца Близнецы приносили колоссальные убытки компании-владельцу Port Authority – Транспортному бюро, которое было создано в 1921 году штатами Нью-Йорком и Нью-Джерси для управления мостами и туннелями через Гудзон. Близнецы ежегодно сжирали миллионы баксов только на электричестве, воде и обогреве. Плюс требовался ремонт минимум на 200 млн., чтобы заменить материалы, признанные в 80-х вредными для здоровья. В первую очередь – канцерогенный асбест. Всякие здравоохранительные организации просто задолбали Port Authority своими исками. ВТЦ хотели снести, но власти не дали добро, потому что асбестовая пыль могла вырваться в город (ой, угадайте, куда она делась, вместе со свинцом и прочей нечистью, когда Близнецы таки рухнули). Что с ВТЦ делать никто не знал.
В общем, губернатор штата Нью-Йорк Патаки решил, что ВТЦ надо приватизировать и пусть уже кто-то другой, а не власти города, думает дальше. Продать ВТЦ было практически нереально, поэтому Патаки решил ограничится 99-летней арендой.
Особо много желающих не было и на аренду. Кому нужно столько головной боли?! Впрочем, за пять лет два агентства недвижимости (Ворнадо и Сильверстайн) наскреблись, чтобы создать хоть какую-то видимость альтернативы и конкуренции. Ворнадо предложило на 30 миллионов долларов больше, чем Сильверстайн, однако в последнюю минуту потребовало уменьшить срок аренды до 39 лет (это просто классика инсайдерского развода какая-то). Port Authority, естественно, отказалось, и ВТЦ за 3,2 миллиарда долларов достался уроженцу Бруклина и выпускнику Нью-Йоркского университета Ларри Сильверстайну. Ларри подписал все документы 24 июля 2001 года. Какая удачная дата, для того, чтобы подписать документы на убыточную монументальную недвижимость, которая спустя полтора месяца будет так зрелищно снесена!
Более того, сразу выкладывать все денежки за покупку Ларри не стал, разбил их на ежемесячные платежи. И до 11 сентября выплатил всего 14 миллионов. Зато успел застраховать ВТЦ на $3,6 миллиарда. Отдельный пункт – страховка на случай теракта. Да, он просто прозорливец, этот Сильверстайн!
Со страховками Сильверстайн потом игрался 6 лет, участвуя в тяжбе со страховочными компаниями. Основной вопрос был, сколько было страховых случаев, ибо по каждому отдельному случаю страховочная компания обязана была выплатить отдельную страховочную сумму. Сильверстайн утверждал, что так как башен было две, и самолетов было два, времени падения – два, значит, было два страховочных случая, два терракта. Поэтому, гоните бабла в два раза больше – 7,2 миллиарда!
В конце концов Сильверстайн получил компенсацию $4,6 млрд. в виде страховых выплат за Близнецов, а также на восстановление комплекса. Но этого ему показалось мало и Ларри решил отсудить еще более 12 миллиардов у авиалиний и службы охраны аэропортов.
Так что, слухи о том, что все произошло очень и очень неслучайно, циркулируют уже 15 лет, но официальных расследований никто не видел. Почему их нет?
До 11 сентября рядом с Близнецами стояло еще пять зданий. С южной стороны стояла гостиница Мариотт (3 WTC) – упала после Близнецов. Еще там были 4, 5, 6 и 7 WTC. Под комплексом располагался молл с многочисленным магазинчиками и ресторанчиками, а под ним – несколько линий метро, станция поезда, ну, и огромное хранилище золота под 4 WTC.
Кстати, о золоте. После терактов британская Timesonline привела детализацию сбережений только хранилища нью-йоркской товарной биржи Comex – 950 млн. Но там были и другие фирмы. По непроверенным данным, в тех подвалах золотишка было на 160 миллиардов долларов. А из-под завалов, по словам мэра Нью-Йорка Джулиани, извлекли лишь несчастные 230 млн. Куда делось остальное? Расплавилось, да. И испарилось. Ох, уж этот парень Сильверстайн!
К слову, о 7 WTC. За Близнецами и гостиницей Мариотт упал и он – 47 этажей, за которые Ларри тоже получил выплату. Самолет в него не врезался, пожаров не было, три локальных возгорания – не в счет. Почему он рухнул? Сильверстайн однажды проговорился в интервью каналу PBS: «Я помню, как мне позвонил командир пожарной части и сказал, что он не уверен, что удастся сдержать пламя. Я ответил, что у нас и так уже было столько жертв, поэтому самым разумным будет снести его. И мы приняли решение снести его. После чего мы все видели, как здание рухнуло». И тут бы спросить везунчика Ларри: «Дорогой, но для подготовки сноса надо… эээээ… время? А 7-WTC упал спустя 8,5 часов после удара первого самолета в первый Близнец.» Но никто господина Ларри – этого клёвого парня – не спрашивал.
Хотя, вывод, мне кажется очень прост: заранее велась подготовка к сносу зданий убыточного ВТЦ, закладывали взрывчатку, тянули провода – слишком уж красиво сложились домики. Так бывает только при управляемом промышленном взрыве. А дальше все так удачно совпало (вы верите в совпадения? Я – нет. Чтобы и упали, и жертв достаточно, но не слишком много, и нация скорбит, и единение, и Ирак… ой, все заверте…)
Сговор Ларри и военных просто торчит длинными ушами из этой истории.
К слову, про Пентагон. Официально в него врезался «Боинг». И так аккуратно и тактично это сделал, что не осталось ни крыльев, ни мотора, ничего))) Просто золушка трудилась, а не теракт происходил.
Самолет должен был крепко попортить здание. Но в стене в первые минуты была лишь дыра, как от ракеты. А в официальном отчете комиссии конгресса США по 11 сентября в стенограмме переговоров дежурных по Пентагону первый крик был: «Нам кто-то объявил войну, по нам ударили ракетой! Неужели это Путин русские?» Чо, мальчики напились и не отличали уже ракету от самолета?
Ой, да, много фактов – и проводимые в этот день учения, когда ПВО все были заняты чисткой ковров. И недосчет суммы в 2,3 триллиона долларов от различных трансакций, про что глава Пентагона Дональд Рамсфелд публично признался 10 сентября (лучше бы помалкивал, право слово). А террористы – вот удача! – назавтра ударили как раз по тому крылу здания, где хранились очень важные финансовые документы. Все бумаги сгорели. Видимо, террористам не выплатили 13-ю зарплату, раз они били по бухгалтерии, а не по Рамсфельду.
Вопщем, в стране светлых эльфов и прозрачной демократии все, как всегда. А мы вернемся к нашим баранам.
Как только 30 мая 2002 года официально закончили разгребать Ground Zero, так и попер креатив. Кстати «Ground Zerо» - традиционное обозначение эпицентра ядерного взрыва на войне. Появился этот термин после Махэттенского проекта и бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Считается, что впервые так назвал место падения ВТЦ внештатный корреспондент Fox News – очевидец трагедии.
Почти сразу начались дебаты о том, что теперь делать, ибо строить дома прямо на братской могиле как-то вроде не очень. Опять же очень много интересов сплелись в один клубок: родственникам и сочувствующим нужен был Мемориал, жителям окрестных домов – нормальные дороги и магазины, владельцам мелких бизнесов в округе – чтобы строительство как можно быстрее закончилось, ибо их магазинчики и ресторанчики были на грани банкротств, а Ларри Сильверстайн хотел офисы и сдавать их в аренду. К февралю 2003 года все переругались и тогда Сильверстайн хлопнул рукой по столу, сказал, владелец он или где, поэтому только он будет решать, что строить. И вообще он уже нашел Даниела Либскинда и фирму Skidmore, Owings & Merrill, пошли все нафиг!
Либскинд в принципе – ничо мужик. Первый успех ему принесло создание в 1999 году в Берлине здания еврейского музея, за который он получил Архитектурную премию Германии. Вот только опыта строительства небоскребов у него не было от слова совсем, но кого это смущало.
Согласно замыслу Либскинда, на площадке должны быть построены пять небоскребов. Один из них – Башня Свободы – должен стать самым высоким зданием в США. Два котлована, на месте которых стояли башни-близнецы, было предложено вообще не застраивать и не использовать в коммерческих целях.
С горем пополам, символический краеугольный камень в основании Башни Свободы был заложен на торжественной церемонии в день Независимости, 4 июля 2004 года. Пафосные речи и множественные обещания, однако начало строительство было отложено еще на два года (то переговоры о праве собственности заходили в тупик (Port Authority владело землёй и сильно хотело быть в доле. Ларри был против), то всякие родственники погибших выступали против подземной парковки, хотя всем приличным людям Нижнего Манхеттена было понятно, что без парковки – никак.), а первоначальный проект претерпел изменения.
В 2006 году, перед самым началом стройки, Ларри Сильверстейн пообещал построить Башню Свободы к концу света, чтобы зрелищно его отметить 2012 году, но построили башню только к 2015 году.
В проекте появился бункер (для повышения безопасности) и сначала предполагалось его обложить стеклянными призмами, чтобы как-то украсить. Но в процессе выяснилось, что эта облицовка легко бьется и красиво разлетается в стороны. В результате фасад покрыли стальными панелями и не разбивающимся стеклом.
На последних этажах Башни предполагалось открыть ресторан (как было на северной башне Близнецов), но издержки по содержанию ресторана и обеспечению безопасности сочли слишком большими.
В 2009 году Башню вообще переименовали: так, Башня Свободы «Freedom Tower» стала «One World Trade Center».
Высота One World Trade Center составляет без антенны 1,368 футов и равна высоте северной башни близнеца. На верхушке торчит шпиль-антенна. И вот вместе с этим шпилем высота башни составляет 1,776 футов или 541 метр. 1776 – число для Америки символическое, ибо в 1776 году была подписана Декларация Независимости.
Считается, что One World Trade Center сейчас самое высокое здание в Западном полушарии.
Ну, и самый дорогой небоскреб в мире – чтобы два раза не вставать.
Безопасность, к слову, обеспечивается так себе. В марте 2013 года Джастин – шестнадцатилетний подросток из Нью-Джерси, ночью пролез в небольшую дырку в заборе, проскользнул мимо охраны и по лесам взобрался до шестого этажа, где сел на лифт и доехал до 88 этажа, а там уже по лестнице добрался до самого верха – 104 этажа. На самом верху ему встретился охранник, и мальчик мимо этого охранника проскользнул. После этого Джастин вылез на крышу и вскарабкался на шпиль. Там он провел около двух часов, сделал кучу селфи и был задержан уже когда собирался покинуть здание. Потом он рассказывал, что до этого он с приятелями не раз проникали через забор на стройку.
А в сентябре 2013 года уже три человека опять же незаконно проникли внутрь, залезли наверх, и спрыгнули с башни с парашютами, сняв при этом видео. В общем, все как всегда.
В ноябре 2014 года One World Trade Center был открыт для бизнеса и в него заехали первые арендаторы – издательство Condé Nast, которое переселилось сюда с Times Square. Издательство занимает 24 этажа. Но небоскреб по слухам крепко убыточен и от него вскоре Ларри избавится его вскоре продадут.
В мае 2015 года наконец-то открылась смотровая площадка на крыше. Мы же там были 28 ноября 2016 года (и фотографии я покажу как-нибудь в другой раз)Южнее One World Observatory расположены два водопада размером 65 на 65 метров, которые находятся на тех местах, на которых раньше стояли башни-Близнецы. По краям – парапет, на котором выгравированы имена всех, погибших 11 сентября 2001 года и 26 февраля 1993 года (первый теракт в ВТЦ). Каждое утро рядом с именем того погибшего, кто в этот день отмечал бы день рождения, появляется белая роза.
Это – Мемориал Reflecting Absence
Мемориал Reflecting Absence
.
Мемориал – творение архитектора Майкла Арада и ландшафтного дизайнера Питера Уолкера.
Арад говорил так, про свое детище: «Я тогда жил в Нью-Йорке и с крыши своего дома видел, как второй самолет врезался в здание Всемирного торгового центра. У меня возникло желание как-то откликнуться на эту трагедию. Тогда о конкурсе еще речи быть не могло, но мне хотелось сделать это для себя. Как дизайнер и архитектор, я начал делать наброски в виде эскизов. Это событие произошло рядом с рекой Гудзон, и у меня в голове сложился образ двух черных провалов, образовавшихся в реке. И когда через год был объявлен конкурс на создание мемориала, я опирался именно на эту идею».
Питер Уолкер предложил окружить площадь «лесом» (кустами и деревьями), который бы символизировал ту органику, что стала частью площади и должна была дать новую жизнь
Летом вокруг бассейнов-водопадов зеленеют дубы. Дуб – национальное дерево Америки (решение по высадке принял Конгресс в 2004 году).
На момент нашей прогулки из всего комплекса были достроены до конца только One World Trade Center, мемориал и музей. В Музей мы не пошли. (24 доллара за вход – слишком нагло кое-кто наживается на трагедии).
Птица, раскинувшая крылья
Птица, раскинувшая крылья
возле северного водопада – новая станция-хаб Oculus – самая дорогая станция метро в мире (3,9 млрд дол, расходы в 2 раза превысили смету, а строили станцию двенадцать лет против запланированных пяти). Автор проекта — испанец Сантьяго Калатрава.
И это – еще одна забористая кала-трава в истории бывшего ВТЦ.
Можно начать с сотворения мира и с того, что Манхэттен – внезапно – остров. От материка и соседнего штата Нью-Джерси его отделяет Гудзон. Поэтому нужны мосты и тоннели. Два тоннеля были построены в начале века, потом мост Вашингтона (1931) и еще два автомобильных туннеля Holland Tunnel (мы мимо проходили совсем недавно) и Lincoln Tunnel. Компания, владевшая туннелями для поездов, обанкротилась. В результате участок земли в Манхэттене¸ где стоял терминал, был куплен для строительства башен- Близнецов, а станции перенесли под землю. 11 сентября 2001 года упавшие Близнецы завалили станцию. Людей к тому времени успели вывезти (машинистом был отважный Микаель Пикарелло, чей состав находился в тот момент на станции). Железнодорожное сообщение между Манхэттеном и Нью-Джерси было прервано на два года. В ноябре 2003 года восстановленный маршрут открыл тот же самый состав, что и спасал людей. Была построена временная PATH station стоимостью 323 миллиона долларов. И работала эта временная станция больше десяти лет.
Когда после 11 сентября был разработан проект восстановления, в него было включено строительство нового транспортного узла. И вот этот узел наконец-то открыли. 3 марта 2016 года.
Автором этого архитектурно-транспортного сооружения является известный во всем мире архитектор Сантьяго Калатрава. Все его творения воздушные и странные, видимо, поэтому его и выбрали – за необычность.
В его проекте было все: и крылья, которые должны были открываться и закрываться, и свет, и воздух, и символизм. Первичная смета строительства была чуть больше двух миллиардов долларов. Продолжительность строительства была оценена в пять лет.
Калатрава говорил: «Слово религия произошло от латинского слова religare, что означает создавать связи. Физически эта новая станция с открывающимися крыльями свяжет между собой пространства внутри и снаружи.» Очень красиво. Я бы тоже согласилась, что он мне что-то построил.
Но с самого начала при строительстве возникли проблемы. В 2005 году был переделан в целях безопасности дизайн той части комплекса, что находится на поверхности и добавлены дополнительные ребра жесткости, было уменьшено количество застекленных поверхностей, добавлена стена вокруг фундамента. И крылья махать перестали.
Газеты его критиковали (New York Post назвала это сооружение Калатразарус. И обозвала «четырехмиллиардным памятником глупости и расточительству нашего правительства»), вспомнили архитектору все былые промахи (например, мост в Бильбао, что был построен со стеклянной поверхностью. Очень красиво, особенно ночью во время дождя, но скользко. Поэтому его поверхность была застелена черной нескользящей дорожкой, что крепко попортило его внешний вид). Кроме того, в 2015 году, в уже построенной крыше станции обнаружились протечки. Но протечки залатали, и первую очередь пересадочного узла открыли.
Внутри станции, по краям многочисленных переходов стекла изнутри затянули – там будет торговый центр.
Под крыльями простирается зал в форме овала, а над ним расположено огромное окно в крыше, сквозь которое видны небоскрёбы. Именно из-за этого окна станция получила свое имя – Oculus. Так римляне называли отверстие в куполе.
Саму станцию мы не посетили – оставили на следующий раз.
От Мемориала мы уходили в молчании – сильное место, кричащее.
28 ноября 2016 года
Хроники гегемона - 2
[Print]
индрик зверь