Часть 3. Храм Джоканг и площадь Баркор. Лхаса, Тибет (2 мая 2013 года)
1. Lhasa Hotel.
Отель был предложен нам принимающей стороной взамен отеля, который мы забронировали предварительно самостоятельно. Причину не объяснили и мы заподозрили вмешательство коммунистического режима (шутка), а позже прекрасно поняли сами: «наш отель» стоял весь в разрухе. Лхаса в то славное время была перекопана вдоль и поперек (город интенсивно газифицировался, поэтому местами напоминал поле боевых действий). Впрочем, мы не обиделись: цена осталась та же, разве что название «Чоэта Отель» нам нравилось больше – из-за названия мы его и бронировали («Чо эта? Отель???»).
«Отель Лхаса» - большой, очень приличный и очень пустой.
Тем не менее, положенные сувенирные лавки и завтрак были на высоте.
, наш
номер и общий вид
номер и общий вид
.
Кинули вещи и поехали в Храм Джоканг.
2. Храм Джоканг.
За окном проплывала Потала
проплывала Потала
…
Площадь перед Храмом Джоканг
Площадь перед Храмом Джоканг
, некогда аккуратная и ухоженная, сейчас – в окопах. «Через четыре года здесь будет город-сад» (с). Немного с другого ракурса она более презентабельная
более презентабельная
.
Вход в Храм
Вход в Храм
.
Храм Джоканг или «Дом Господа» является самым священным местом Тибета. В монастыре проводится ежегодный фестиваль Великой молитвы, все обряды посвящения Далай-ламы и Панчен-ламы.
Джоканг священен еще и потому, что он не контролируется определенной религией, а привлекает приверженцев всех школ тибетского буддизма (плюс, последователей бонпо – коренной религии Тибета). Эта же универсальность сочетается и в архитектуре монастыря – можно отыскать тибетские, непальские, индийские и китайские элементы.
С Джокангом связана легенда про китайскую принцессу Вэньчэнь и демона (демоницу, если быть точнее).
Согласно легенде...
Согласно легенде... принцесса Бхрикути – одна из пяти жен царя Тибета Сонгцен Гампо исследовала местность с помощью геомантии (фэншуй) на предмет изучения окружающего пространства, чтобы его освоить максимально благоприятно для всех, и принести процветание на вверенную ей территорию. С этой целью она пыталась построить храм (ибо была буддисткой и хотела нести веру в люди, плюс ей нужно было место для размещения статуи Будды, отданной ей в приданое). Но все построенные ею храмы разрушались. Тогда, после многих неудачных попыток построить его в округе, она обратились за помощью к Вэньчэн – еще одной жене царя Гампо, навязанной ему в жены китайцами, дабы укрепить отношения между Тибетом и Китаем в мохнатом 7 веке н.э.
Принцесса Вэньчен, тоже занимавшаяся на досуге феншуем, сказала, что вся местность представляет по сути тело огромной демоницы, именно поэтому храмы рушатся. Но если храмы строить не просто в благоприятных местах, а в точках, которые питают жизненные силы демоницы, то наступит счастье и благополучие для всего Тибета.
Девушки быстро разобрались с важными точками, так озеро было связано с её гениталиями, а то место, где сейчас находится храм Потала, с ее серджем. Царь приказал осушить озеро и построить храм, а вокруг воздвигнуть ступы и монастыри, чтобы пригвоздить демоницу к земле и тем обезвредить.
Чтобы осушить озеро, необходимо было заполнить и выровнять его почвой гор, которую привезла тысяча коз. Построенное сооружение назвали Ра-Са-Впрул-Снанг («ра» - коза, «са» - земля), чтобы увековечить память тех коз.
Построенный монастырь принес буддизм в Тибет, а вокруг него вырос город Ра-Са, который позже стал называться Лхаса (по китайски Ла-са) «святая земля».
.
Традиционные символы
Традиционные символы
.
Балкон
Балкон
.
.
Одна из настенных фресок
Одна из настенных фресок
.
C - дукханга открываются чудесные виды на город и горы
виды на город и горы
.
Детали крыши и декоративная ступа
.
Мимо мы спустились вниз и вышли на площадь Баркор.
3. Площадь Баркор и кОра.
В наши планы входил обход Храма Джоканг с целью совершения ритуальной кОры , но в момент планирования мы ничего не знали про реконструкцию площади. Поэтому наша кОра была больше похожа на бег с препятствиями, но, как водится, путь не может быть легким.
Кора вокруг Джоканга проходит по часовой стрелке и составляет около километра. По четырём углам пути расположены четыре большие печки-курительницы
или сангканги, в которых постоянно горят благовония и можжевеловые палочки, чтобы угодить богам для защиты храма. Вдоль всей кОры установлены молитвенные барабаны
молитвенные барабаны
с мантрой «Ом мани падме хум», которые паломники раскручивают правой рукой, проходя мимо, и «читая» таким образом мантру.
По обеим сторонам пути – магазинчики и лавочки ритуально-сувенирного характера.
Выйдя из храма
Выйдя из храма
, мы радостно влились в пылевую тучу человеческий поток и поскакали по руинам
поскакали по руинам
.
Где-то вот тут
Где-то вот тут
и должен был быть наш «Чоэта Отель». В общем, даже несмотря на мою любовь к аутентичности, хорошо, что мы остановились не в нем)))
Пока шли, увидели занятный способ разгрузки камаза – его просто завалили набок
завалили набок
.
Наша кОра была такой
такой
.
Мы завершили кОру и направили лыжи в отель – продолжать адаптацию и раздобыть что-нибудь на ужин.
Найти съедобное в самом отеле не получилось – и три иностранца развлекали как могли персонал в близлежащей забегаловке. Пока мы с Пушем силились сделать заказ, быстро-быстро рисуя иероглифы в словаре, Димас отвлекал внимание, фотографируясь с жаждущими.
Порции оказались гигантскими и мы, превращенные в шарики на ножках, покатились почивать.
Джо Байден помиловал своего...
[Print]
Darth Kenoby