Белые лебеди ворвались в мой мозг с последними кадрами Билли Эллиота в мохнатом году и долгие годы мы с этой постановкой пролетали друг мимо друга.
И было совершенным чудом, когда я увидела эти брутальные панталоны, рыская в поиске Шин Ёнсук. Аааа! Какой-то подарок мне на день рождения, не иначе, ну и пусть, что он не в октябре))))))))))))
И вот вчера мы с лебедями встретились.
Невероятно.
Я люблю классическое прочтение «Озера» - потому что я люблю эту историю про белых-черных сущностей и всякие подмены. И пускай, чаще всего, постановку сглаживают в жопослипский финал, мы-то знаем, что в конце все умерли!
И вот они – мальчики Мэтью Борна.
Господи, это какой-то эстетический оргазм.
Потому что я еще не видела более точного прочтения этой истории. Потому что только в нем совпало у меня все: и музыка, и хореография, и характеры, и финал, вот, просто – всё.
И тут я снимаю шляпу перед самим Борном, потому что надо обладать не только смелостью и честностью – показать всю трагедию одиночества, всю горечь собственной чужести и несоответствия тому место и той роли, которую приходится играть, но и вытащить это на сцену. Так, чтобы каждый смотрящий нырнул в это бездонное озеро, доставая уже каждый своё.
Мне было интересно, как Борн будет показывать своих мальчиков в насквозь лицемерной и гомофобной Корее. Но зрители (преимущественно люди зрелые, местами даже сильно пенсионного возраста, молодняка было очень немного) принимали на ура. Овации-восторг. Впрочем, это – Корея, так что вполне вероятно, что за дверями театра, реакции будут немного иными.
Но бох с ними, с корейцами, спасибо, что привез. Это был чудесный вечер и домой я возвращалась крепко «подшофе», хотя ни в одном глазу и все такое.
Борн переставил акценты и эти акценты не только актуализировали постановку, они сделали ее живой. Как происходит со всем, что выходит за рамки теории и шаблонов. И хотя я очень люблю тонконогих девочек в классическом прочтении, но мое сердце навсегда отдано Борну.
Все действующие лица на местах. Принц – трагическая фигура, с доминантной матерью-Королевой, которая очень мало интересуется сыном и его внутренним миром, и очень много времени посвящает протокольным делам и развлечениям с «ротой особого назначения». И маленький Зигфрид днем исполняет роль главы государства, а ночами, в огромной кровати он ловит кошмары в которых фигурируют тени и лебеди. И на этом месте не могу не вспомнить маленького Рудольфа, который не может не оказаться в одной постели с Тодом – потому что свято место родительской любви пусто не бывает.
Зигфрид вырастает, но в его жизни мало что меняется – он все так же одинок и все так же безразличен собственной матери.
Ротбарт – он же прес-секретарь, дабы скрасить одиночество Зигфрида (ну, и решить пару вопросов, которые про интриги и прочее) подсовывает ему даму с пониженной социальной ответственностью, с которой у Принца завязываются отношения. Дама вульгарна, неуместна и вездесуща. И вроде бы с принцем у нее все складывается неплохо, даже несмотря на всю её неуместность и вульгарность, но королева с принцем идут в театр (16:25 в тайминге, а спектакль в комментариях - другое время, другое место, но постановка не изменилась) (и, пожалуй, это единственное место в постановке Борна, где есть пространство для классических пуант, которые на фоне всего остального становятся пародией на «классический балет» - потому что ирония постановки про бабочек и дровосека диссонирует с остальным, и именно то, остальное, оказывается по факту настоящим. А классике остается место только в кривобоком театре). И после театра наступает первая кульминация Действия 1, в которой вся глубина дворцового пиздеца выплескивается наружу. Сначала она прорывается инцестуальным па-де-де в будуаре Зигфрида с матерью (26:30), а затем продолжилось в баре бордельного типа (28:30), куда пьяный Зигфрид оправился в поисках увеселений и где наткнулся на свою пассию, которая очень активно развлекалась в свободное от принца время. А еще и пресс-секретарь, который, оказывается платил ей за «службу двору».
Вульгарные пляски (и я тут снимаю шляпу перед Борном, потому что положить столь странную хореографию разнузданных мартышкиных ужимок на Чайковского – воистину гениально. Ибо оно легло, как влитое. И «Танец с кубками» превратился в бордельные пляски! Аааа!)
В финале Принц закономерно оказывается с разбитым королевским лицом, потому что бьют по нему, а не по аусвайсу, еще и сфотографированный папарации, осознае, что вот так вот, как предлагает ему суровая реальность он не хочет, а хочет так, как видел в снах. Чтобы было чисто и были лебеди.
Отчаяние и одиночество приводят Зигфрида к озеру («Лебедей не кормить!»), где он и решил утопиться.
А тут Действие 2 и ОН (41:00).
Ну, какое уж тут утопиться-то. Сначала все попытки Зигфрида подойти поближе проваливаются и – день у принца такой – он выхватывает еще и от лебедя.
Ну, и пока где-то за кулисами они приручают друг друга появляется уже всея стая 42:40, 45:30.
Невероятные!
Если классика – про заколдованных девчонок, про легкость и про все эти образы, то лебеди Борна – они про природу. Очень естественные мальчики, очень! И если говорить, кто же больше похож на лебедей, не тех, которые на фотографиях красиво изгибают шеи, а на настоящих, которые выясняют отношения почище базарных гусей, которые вообще-то очень мощные птички, а в период брачных игр еще и агрессивные! То – вот они – настоящие!
Отношения со стаей у Принца, как статус во вконтакте. «Все сложно». Но постепенно мальчики принимают Принца в свою стаю. А Принц успокаивает свое сердце. 51:40 (52:30 в классической версии https://www.youtube.com/watch?v=3yq3AhLiVRs&t=1892s)
И дальше следует дивный любовный дуэт Одетты и принца в постановке Петипа (56:20 в классической версии https://www.youtube.com/watch?v=3yq3AhLiVRs&t=1892s) остается где-то в прошлом, потому что есть другой Принц и другой Лебедь (52:55).
И маленькие лебедята! Ну, куда же без них)))) 57:44
Только такие – неуклюжие, гопниковатые, топочущие слониками, невероятно милые)))) В этом танце есть все – макарена тож есть))) Дети они такие – меряют на себя все, что ни попадя.
После лебединой феерии, Принц, как и логично, находит смысл жизнь и вдохновение, топиться передумал, вернулся к государственным делам.
Но тут случился Акт 2 и Действие 3 – тот самый бал в королевском дворце (в котором, в постановке Борна, декорации такие, что только «дойчлянд юбер аллес» и распевать) и это бал можно смотреть целиком, начиная с 1:08:00 – потому что снова на классику положена совершенно современная хореография и я поймала себя на том, что я уже забыла про Чайковского, хотя это, несомненно, он. И эта музыка, которая еще не так давно была практически девственно нетронутой, наконец-то обрела этот дивный объем, и наконец-то получила возможность раскрыться.
И все в рамках приличия, пока Принц танцует с гостями, дамами и маменькой, и все эти барышни уже начали досаждать, когда Ротбарт привел собственного сына – брутального и агрессивного, невероятно харизматичного (1:14:57). И как в истории с Одиллией-Одеттой, так и тут: Принц околдован, ослеплен, обезумевш. Ситуация усугубляется тем, что сын Ротбарта не только перетанцевал всех дам в округе, но положил глаз на саятое – на саму королеву.
Страсти кипят, а когда «Темный Лебедь» достал хлыст и устроил рейтинговые игрища (1:15:43) – 50 оттенков, вотэвотвсё.
Русский танец – невинный и воздушный https://www.youtube.com/watch?v=CuCMVlcZznM превратился в небольших размеров оргию (1:16:00). Девочки в шоке. Принц в ахуе. А Неаполитанский танец! (1:22:30)
Напряжение нарастает и уже в следующем танце, Принц и Темный Лебедь танцуя своих партнерш, на самом деле, смотрят только друг на друга, и не с партнершами танцуют, а девочки тут только реквизит.
И когда Лебедь танцует Королеву, Принц доводит себя до нужной кондиции и уже не с Королевой, а с ним самим танцует Лебедь на этом странном балу (1:29:50)
Было это на самом деле или Принцу только хотелось этого? Мэтью Борн прекрасен тем, что ничего не объясняет – каждый видит то, что видит. Каждый додумывает то, что достраивает его мозг, и трактует по-своему.
А дальше события разворачиваются молниеносно и снова – полет фантазии и можно придумывать истории, давая себе ответы на вопросы и проводя аналогии с классикой.
Зачем Черный лебедь нарисовал себе клюв (1:32:00)? Что он этим хотел донести до Принца и до вездесущей толпы или кого в нем видит Принц?
Заканчивается Действие трагически: осмеянный и непонятый Принц пытается решить вопрос кардинально, и пока девочки с мальчиками устраивают танцевальные баттлы, он долго думал, что же делать со своей страстью, но – увы. Правильного ответа не нашлось, а Принц где-то раздобыл пистолет и раз он появился на сцене, то не мог не выстрелить. По нелепой случайности погибает, навязанная ему Ротбартом развязная девушка. Так и не стала пешка Королевой.
Действие 4 завершает эту грустную историю.
Начавшись в королевской психушке, где Принца окружают медсестры с лицами Королевы (и Фрейд тут бьется в экстазе), которые (медсестры, не лица) пытаются его «полечить», заканчивается все в той же королевской спальне, где все и началось.
То ли сон, то ли явь.
Борется ли Принц со своими демонами или же на самом деле его заклевала стая лебедей – тут уже каждому решать. Но в реальности все закончилось так, как и должно было закончится.
Все умерли. Потому что в этой реальности эти чувства, эти страсти, это – всё – не нужно. Лишнее это тут.
Но есть еще то, что «не тут». И вот там, в этом дивном Зазеркалье живой Принц в объятиях своего прекрасного Лебедя уносится в чудесный мир, где нет условностей, нет королей (и особенно Королев-матерей) и всех насмешливых харь.
Это было невероятно. Сильно, чувственно, прямо по всем нервным окончаниям.
И у меня наконец-то сошлись воедино: и музыка, и хореография, и - всё.
А Петру Ильичу, думаю, очень понравилось.
Это был "Орешник" средней д...
[Print]
некто Пат